Вредные условия труда у водителей

Вредные условия труда водителя

Вредные условия труда у водителей

Во всех машинах проводят измерения, и по относительному времени управления автомобилем определяют общий класс вредности. В карте аттестации указывают марку автомобиля. Номерные агрегаты, государственный регистрационный знак не вписывают.

Впрочем, их можно вписать, жестких требований к этому нет. При этом, если понадобилось срочно пересадить водителя на другую машину, необходимо решить с работником вопрос о внесении изменений в трудовой договор. Ведь у него изменятся условия труда.

Дорогие читатели! Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный характер.

Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему — обращайтесь в форму онлайн-консультанта справа или звоните по телефонам, представленным на сайте. Это быстро и бесплатно!

  • Вы точно человек?
  • Вход на сайт
  • Условия труда водителя
  • СОУТ водителя автомобиля
  • Помощь: Аттестация рабочих мест по условиям труда водителей автомобилей
  • Изменения в специальной оценке условий труда водителей

Вы точно человек?

ВИДЕО ПО ТЕМЕ: Специальная оценка условий труда водителя

Все, что Вы хотели знать о тех, кто проводит специальную Особенности проведения и спорные вопросы СОУТ в школах, Уже два года водители городского пассажирского транспорта высказывают недовольства по поводу неполноценности оценки условий их труда.

В большинстве случаев говорится о том, что методика спецоценки не позволяет учесть влияние всех имеющихся факторов. В общем понимании, на водителя любого автотранспортного средства действуют следующие производственные факторы и факторы трудового процесса:.

Раньше, при аттестации рабочих мест далее — АРМ , все эти факторы оценивались. Более того, риск за свою жизнь и других лиц в сочетании с характеристиками выполняемой работы приводили результаты оценки по напряженности труда к классу 3. Виброакустические факторы, в свою очередь, оценивались по жестким нормам СН 2.

В рамках данной процедуры эксперт определяет все факторы, которые могут воздействовать на водителя здесь очень похоже на АРМ. Что это значит? А значит это то, что из оценки условий труда водителей можно исключить весь виброакустический фактор, освещенность и микроклимат.

Все дело в том, что:. Из оценки исключили интеллектуальные нагрузки, эмоциональные нагрузки и режим работы. Сенсорные нагрузки и монотонность труда, в свою очередь, тоже видоизменились.

В итоге, с учетом всех видоизменений, при проведении СОУТ эксперты не идентифицируют ряд потенциально вредных факторов, а по напряженности труда определяют либо допустимый класс, либо вредный первой степени 3.

И водители лишаются если и не всех льгот, то дополнительного отпуска точно.

Уделите особое внимание оценке напряженности трудового процесса. Причем, по разным подсчетам, реальное значение данного показателя может варьироваться от до в час в зависимости от региона, времени суток.

Но очень важно понимать, что расчет идет в среднем за смену. И чем ниже эта доля, тем ниже итоговый класс.

Таким образом, при идентификации, когда эксперты проверяющей лаборатории будут запрашивать документы о режиме труда и отдыха водителя, необходимо очень серьезно отнестись к этому вопросу.

Предоставьте внутренний хронометраж, используйте тахографы для определения времени работы водителей Потому что итоговый класс будет зависеть даже не от оценки цифры от региона к региону более-менее известны , а от количества часов управления в день.

Вносите предложения в перечень факторов, подлежащих оценке при проведении СОУТ. Даже если экспертная организация говорит, что измерять тот или иной фактор нельзя, так как идентификация запрещает, обращайте их внимание на п. Один нюанс, перечень формируется исходя из государственных нормативных требований охраны труда.

Поэтому, для обоснованное внесения, к примеру, виброакустического фактора в перечень необходимо: — учесть жалобы и предложения работников по идентификации на их рабочих местах вредных факторов; — проанализировать случаи установления проф. Проанализируйте результаты АРМ, если они были. Если АРМ проводилась, и условия труда были признаны вредными, то идентификация на рабочем месте водителя не проводится.

Перечень же подлежащих исследованиям факторов определяет эксперт без учета ограничений идентификации. Те факторы, по которым был установлен вредный класс, обязательно будут добавлены в перечень, а для внесения остальных используйте свое право формировать итоговый документ исходя из государственных нормативных требований охраны труда.

Минтруд озаботился оценкой условий труда водителей городского пассажирского транспорта и запустил процесс разработки особенностей оценки их труда. Хотя проекта документа еще нет, сама ситуация сдвинулось с мертвой точки. И хочется верить, что большинство проблем будут в той или иной мере отражены в этом приказе. Но в любом случае, если приказ и будет утвержден, то не ранее чем через год.

А это приведет к недовольству, жалобам, судам, увольнениям. Если у Вас есть вопросы, связанные с охраной труда или проведением специальной оценки условий труда, то для получения ответа Вам нужно сделать лишь один звонок.

Экоальянс — комплексные решения по охране труда для Вашего бизнеса Email: info ecoallians. Онлайн заявка. Обратный звонок. Рабочее время Пон-Суб: Напишите нам info ecoallians. Раскрыть меню.

О компании О нас Область аккредитации Иcтория Отзывы клиентов Лицензии Партнеры Реквизиты Услуги Охрана труда Специальная оценка условий труда Производственный контроль Обучение Обучение по охране труда, пожарной безопасности и электробезопасности Обучение по промышленной безопасности Профессиональная переподготовка Пожарная безопасность Промышленная безопасность Экология Проектирование и нормирование Санитарно-гигиенические исследования Лабораторные исследования Гражданская оборона Проекты Акции Новости Блог Контакты.

О компании О нас Иcтория Отзывы клиентов Лицензии Партнеры Реквизиты Область аккредитации Аэрозоли пыли преимущественно фиброгенного действия АПФД Аэроионный состав воздуха Биологический фактор Вибрация Вредные химические вещества в воздухе рабочей зоны Гипогеомагнитное поле Ионизирующие излучения Лазерное излучение Микроклимат Ультразвук Ультрафиолетовое излучение на рабочих местах Шум и инфразвук Электромагнитное поле промышленной частоты на рабочих местах Электромагнитные излучения средств отображения информации индивидуального пользования на рабочих местах Электромагнитные поля радиочастотного диапазона на рабочих местах Электростатические поля на рабочих местах Освещенность в помещениях жилых и общественных зданий, на рабочих местах Трудовой процесс Услуги Охрана труда Обучение Пожарная безопасность Промышленная безопасность Экология Лабораторные исследования Гражданская оборона Проекты Акции Новости Блог Контакты Новости.

Записи в блоге. Специальная оценка условия труда водителей Уже два года водители городского пассажирского транспорта высказывают недовольства по поводу неполноценности оценки условий их труда. Но так ли это на самом деле?

Для заказа интересующей услуги консультации Напишите нам на e-mail: info ecoallians.

Чего ждать водителям от СОУТ в будущем? Чтобы этого не было, необходимо подходить к процессу СОУТ тщательно и всесторонне : уведомлять работников о том, что на их рабочих местах проводится СОУТ; скрупулёзно собирать исходную документацию; требовать от лаборатории измерений, соответствующих утвержденным методикам; до ознакомления с картами СОУТ водителей проверять их самостоятельно.

Источник: https://caferosemary.com/administrativnoe-pravo/vrednie-usloviya-truda-voditelya.php

Аттестация — вредные условия труда

Вредные условия труда у водителей

В вашем браузере отключен JavaScript, поэтому некоторое содержимое портала может отображаться некорректно. Для правильной работы всех функций портала включите, пожалуйста, JavaScript в настройках вашего браузера.

RSSПечать Рубрика: Охрана труда
Ответов: 400

Вы можете добавить тему в список избранных и подписаться на уведомления по почте.

vasiliy-neБеларусь, Минск Написал 695 сообщений Написать личное сообщение Репутация:  108
m1958-8Беларусь, Минск Написал 9447 сообщений Написать личное сообщение Репутация:  1122
#33[453259] 27 апреля 2014, 23:05
Фиксированная поза — когда нет возможности изменить (вообще!) положения частей тела относительно друг друга. Например , когда исследователь рассматривает что-то в микроскоп — он какое-то время должен оставаться абсолютно неподвижным, иначе ничего в этот микроскоп не увидит. Часовой у вечного огня, натурщик, когда позирует художнику, артист, играющий мертвеца. А водитель автомобиля при управлении автомобилем изменять положение частей тела возможность имеет. Левая нога у него в свободном состоянии — он ей периодически нажимает на педаль сцепления, а когда не нажимает — может ей хоть танцевать. Правой ногой он попеременно нажимает на газ и тормоз. Руки у него все время в движении — в соответствии с положением руля, а при необходимости нажать какую-нибудь кнопку на панели он может к этой кнопке руку протянуть. Головой он тоже крутит во время движения — смотрит по сторонам. Так что никакой фиксированной позы у него нет, надо смотреть другие параметры
vasiliy-neБеларусь, Минск Написал 695 сообщений Написать личное сообщение Репутация:  108
m1958-8Беларусь, Минск Написал 9447 сообщений Написать личное сообщение Репутация:  1122
scotchtatakov@list.ru Беларусь, Минск Написал 9027 сообщений Написать личное сообщение Репутация:  662
#36[453265] 28 апреля 2014, 10:25
vasiliy-ne писал(а):m1958-8, Вы уверены? Это Ваше мнение или где-то такое разъяснение было? Вопрос далеко не праздный, т.к. встречал очень много документов по аттестации и во всех присутствовал этот показатель для водителей.Тогда реально, что большинство водителей и машинистов не будут иметь класса опасности вообще.Ну, если исходить из такого принципа, то фиксированную позу можно поставить всем, кто постоянно работает на компьютере. Бухгалтерам, секретарям, кадровикам, экономистам… Да и вообще, всем офисным сотрудникам))) И что — всем класс 3.1 ставить?
Ударим рускем йозыгом по беспределу правописания! Страшно — это когда понимаешь, что в каждом человеке есть свой сейф, и ты можешь его открыть…
vasiliy-neБеларусь, Минск Написал 695 сообщений Написать личное сообщение Репутация:  108
#38[453268] 28 апреля 2014, 11:02
scotch» писал(а):Ну, если исходить из такого принципа, то фиксированную позу можно поставить всем, кто постоянно работает на компьютере. Бухгалтерам, секретарям, кадровикам, экономистам… Да и вообще, всем офисным сотрудникам))) И что — всем класс 3.1 ставить? Нет, не поставить. Во-первых, регламентированные перерывы (у водителя такие перерывы не установлены), во-вторых (как написано в СанПиНе) чередование работ, в-третьих – подъемно-поворотные откидные кресла, позволяющие двигать корпусом. Ну и в четвертых, вы будите удивлены, сколько реально заняты данные сотрудники заняты с ПЭВМ – менее 20%. Но, кстати, кассиры – тоже набирают класс опасности по позе. В продолжение, водители грузовых авто находятся в Списках. Почему? Из шума и вибрации, не думаю. Если кто-то сталкивался с профессиональными водителями (дальнобойщики, водители такси) на пенсии – у них у большинства проблемы со спиной или ногами. У бухгалтеров и экономистов подобных проблем не наблюдал. Повторюсь, если убрать позу у водителей – у них будут допустимые условия труда. А попробуйте поездить хотя бы 4 часа в день, на протяжении месяца – и Вы почувствуете отличие условий труда экономиста и водителя. Но, вопрос важный. Надо бы в Минтруд письмо написать
scotchtatakov@list.ru Беларусь, Минск Написал 9027 сообщений Написать личное сообщение Репутация:  662
#40[453272] 28 апреля 2014, 11:11
vasiliy-ne писал(а):scotch» писал(а):Ну, если исходить из такого принципа, то фиксированную позу можно поставить всем, кто постоянно работает на компьютере. Бухгалтерам, секретарям, кадровикам, экономистам… Да и вообще, всем офисным сотрудникам))) И что — всем класс 3.1 ставить? Нет, не поставить. Во-первых, регламентированные перерывы (у водителя такие перерывы не установлены), во-вторых (как написано в СанПиНе) чередование работ, в-третьих – подъемно-поворотные откидные кресла, позволяющие двигать корпусом. Ну и в четвертых, вы будите удивлены, сколько реально заняты данные сотрудники заняты с ПЭВМ – менее 20%. Но, кстати, кассиры – тоже набирают класс опасности по позе. В продолжение, водители грузовых авто находятся в Списках. Почему? Из шума и вибрации, не думаю. Если кто-то сталкивался с профессиональными водителями (дальнобойщики, водители такси) на пенсии – у них у большинства проблемы со спиной или ногами. У бухгалтеров и экономистов подобных проблем не наблюдал. Повторюсь, если убрать позу у водителей – у них будут допустимые условия труда. А попробуйте поездить хотя бы 4 часа в день, на протяжении месяца – и Вы почувствуете отличие условий труда экономиста и водителя. Но, вопрос важный. Надо бы в Минтруд письмо написатьУверяю вас, на многих примерах, что за компьютером они проводят 35% рабочего времени как минимум. А бывают дни, простите за такие подробности, когда в туалет сходить некогда. И да, у меня лично — проблемы со спиной. При чем нешуточные. Так что все это все очень индивидуально, зависит от нагрузки и условий труда. Кстати, вы сами делали подсчет, сколько бухгалтер проводит времени, работая с ПК? Ммммммммммм… У всех подъемно-поворотные откидные кресла?
Ударим рускем йозыгом по беспределу правописания! Страшно — это когда понимаешь, что в каждом человеке есть свой сейф, и ты можешь его открыть…

Для того чтобы ответить в этой теме, Вам необходимо войти в систему или зарегистрироваться.

Источник: https://kadrovik.by/message/453254

Аттестация рабочих мест по условиям труда водителей автомобилей

Вредные условия труда у водителей

Закон Республики Беларусь от 20 июля 2007 г. «О внесении изменений и дополнений в Трудовой кодекс Республики Беларусь» существенно расширил цели аттестации рабочих мест по условиям труда (далее — аттестация).

Начиная с 1 января 1992 г. аттестацияпроводилась в соответствии со Списками № 1 и № 2[1] с целью подтверждения особых условий труда, установления доплат к тарифным ставкам и должно­стным окладам за работу с вредными и (или) опасными условиями труда и разработки мероприятий по улучшению условий труда.

Согласно ст. 113 и 157 Трудового кодекса Республики Беларусь аттестация проводится также для подтверждения права работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, на дополнительный отпуск и сокращенную продолжительность рабочего времени.

В целях подтверждения права работников на сокращенную продолжительность рабочего времени и (или) дополнительный отпуск за работу с вредными и (или) опасными условиями труда все наниматели должны провести аттестацию рабочих мест до 31 декабря 2008 г. (ст. 2 Закона).

При проведении в 2008 г. аттестации рабочих мест по условиям труда допускается использование протоколов инструментальных замеров факторов производственной среды, выполненных при проведении аттестации в 2004-2007 гг.

, а также при необходимости протоколов замеров факторов производственной среды, выполненных в указанный период при проведении гигиенической оценки условий труда и оформленных в соответствии с законодательст­вом. При этом результаты аттестации 2008 г.

, оформленные с использованием указанных протоколов, действительны в течение 5 лет со дня утверждения результатов предыдущей аттестации.

Если по результатам аттестации, проведенной в 2008 г.

, не подтверждены условия труда (за исключением случаев изменения условий труда в связи с заменой либо модернизацией производственного оборудования, заменой сырья и материалов, изменением технологического процесса и средств коллективной защиты), дававшие ранее работнику право на пенсию по возрасту за работу с особыми условиями труда, доплату за работу с вредными и (или) опасными условиями труда, или произошло уменьшение этих компенсаций, то они предоставляются на прежних условиях до истечения срока действия результатов предыдущей аттестации (п. 2 постановления Совета Министров Республики Беларусь от 22 февраля 2008 г. № 253 «Об аттестации рабочих мест по условиям труда») (далее — постановление № 253).

Например, аттестация была завершена в декабре 2007 г., следовательно, доплаты и досрочные пенсии за работу с особыми условиями труда сохраняются до декабря 2012 г. (если не улучшаются условия труда).

Учитывая, что в соответствии с п. 2 постановления № 253 разрешается использовать инструментальные замеры факторов производственной среды, выполненных при проведении аттестации в 2004-2007 гг.

, то на рабочих местах профессий и должностей, имеющих право на дополнительный отпуск и сокращенную продолжительность рабочего времени, необходимо, имея результаты замеров, согласно Инструкции[2] произвести оценку условий труда в соответствии с классами (степенями) вредности.

В зависимости от класса (степени) вредности и опасности условий труда будет установлена соответствующая продолжительность рабочего времени и дополнительного отпуска.

Однако следует иметь в виду, что имеется ряд профессий и должностей, работники которых пользуются правом только на дополнительный отпуск либо сокращенную продолжительность рабочего времени. В данном случае ситуация несколько усложняется, т.к. на предмет установления права на эти два вида компенсаций необходимо провести аттестацию всем нанимателям до 31 декабря 2008 г.

Пожалуй, самой распространенной профессией, которая встречается практически в каждой организации, является водитель автомобиля — код профессии 11442.

Водители автомобиля в соответствии со Списком производств, цехов, профессий и должностей с вредными условиями труда, работа в которых дает право на сокращенную продолжительность рабочего времени и дополнительный отпуск[3], имели право на дополнительный отпуск при грузоподъемности автомобиля от 1,5 до 3 тонн — 7 календарных дней, свыше 3 тонн — 14 календарных дней.

Рассмотрим, каким образом организовывается проведение аттестации рабочих мест  водителей автомобилей, по каким основным факторам производственной среды, а также тяжести и напряженности трудового процесса осуществляется общая оценка условий труда.

Прежде чем приступить к проведению замеров факторов производственной среды и оценки тяжести и напряженности трудового процесса, аттестационной комиссии необходимо определить перечень рабочих мест, подлежащих аттестации.

После определения перечня необходимо решить вопрос, какие рабочие места водителей автомобилей считать аналогичными рабочими местами (однотипными).

Однотипные рабочие места характеризуются следующими признаками:

профессия одного наименования (в данном случае водитель автомобиля);

выполнение одних и тех же профессиональных обязанностей в одинаковом режиме работы;

использование одинакового оборудования (транспортных средств), приспособлений и др. В этом случае обследованию подлежит не менее 20 % таких рабочих мест. После чего полученные результаты усредняются и распространяются на все остальные рабочие места.

Для того чтобы определить аналогичные (однотипные) рабочие места для водителей автомобиля, необходимо сгруппировать автомобили аналогичных марок (например, МАЗ, КРАЗ и др.) по грузоподъемности, а также по маркам двигателей, провести инструментальные замеры и оценку тяжести и напряженности технологического процесса.

Полученные усредненные величины распространить на оставшийся парк автомобилей.

Рассмотрим, какие производственные факторы тяжести и напряженности трудового процесса (например, шум в кабине транспорта, транспортно­технологическая вибрация, дискомфортный микроклимат) могут присутствовать на рабочих местах водителей автомобилей.

Оценка тяжести и напряженности трудового процесса водителя автомобиля

При оценке тяжести и напряженности трудового процесса водителя автомобиля следует руководствоваться:

СанПин 11-10-94 «Санитарные правила по гигиене труда водителей», утвержденными Главным государственным санитарным врачом Республики Беларусь 27 января 1994 г.;

Источник: https://otdelkadrov.by/number/2008/7/drivers_options/

Помощь: Аттестация рабочих мест по условиям труда водителей автомобилей

Вредные условия труда у водителей

АТТЕСТАЦИЯ РАБОЧИХ МЕСТ ПО УСЛОВИЯМ ТРУДА ВОДИТЕЛЕЙ АВТОМОБИЛЕЙ

Общие вопросы

В соответствии со ст.2 Закона РБ от 20.07.2007 № 272-З «О внесении изменений и дополнений в Трудовой кодекс Республики Беларусь» (далее — Закон), вступившего в силу с 26 января 2008 г.

, аттестация рабочих мест по условиям труда (далее — аттестация) для определения права на сокращенную продолжительность рабочего времени и (или) дополнительный отпуск за работу с вредными и (или) опасными условиями труда, предусмотренные ст.

113 и 157 Трудового кодекса РБ (в редакции Закона), должна быть проведена нанимателями до 31 декабря 2008 г.

Если по результатам аттестации, проведенной в 2008 г.

, не подтверждены условия труда (за исключением случаев изменения условий труда в связи с заменой либо модернизацией производственного оборудования, заменой сырья и материалов, изменением технологического процесса и средств коллективной защиты), дававшие ранее работнику право на пенсию по возрасту за работу с особыми условиями труда, доплату за работу с вредными и (или) опасными условиями труда, или произошло уменьшение этих компенсаций, то они предоставляются на прежних условиях до истечения срока действия результата предыдущей аттестации (постановление Совета Министров РБ от 22.02.2008 № 253 «Об аттестации рабочих мест по условиям труда», далее — постановление № 253).

Например, если аттестация завершена в декабре 2007 г., то доплаты и досрочные пенсии за работу с особыми условиями труда сохраняются до декабря 2012 г. (если условия труда не улучшены).

Однако среди профессий и должностей, на рабочих местах которых была проведена аттестация на предмет установления доплат и подтверждения права на досрочные пенсии в соответствии со Списками № 1 и № 2, есть и такие профессии и должности, которые наряду с вышеназванными компенсациями давали право работникам на сокращенную продолжительность рабочего времени и дополнительный отпуск. При установлении права работников на такие виды компенсации следует руководствоваться п.2 постановления № 253, согласно которому при проведении в 2008 г. аттестации рабочих мест по условиям труда допускается использование протоколов инструментальных замеров факторов производственной среды, выполненных при проведении аттестации в 2004-2007 гг., а также при необходимости протоколов замеров факторов производственной среды, выполненных в указанный период при проведении гигиенической оценки условий труда и оформленных в соответствии с законодательством. При этом результаты аттестации 2008 г., оформленные с использованием указанных протоколов, действительны в течение пяти лет со дня утверждения результатов предыдущей аттестации.

Таким образом, наличие результатов замеров согласно Инструкции по оценке условий труда при проведении аттестации рабочих мест по условиям труда и предоставлению компенсаций по ее результатам, утвержденной постановлением Минтруда и соцзащиты РБ от 22.02.

2008 № 35 (далее — Инструкция), позволяет произвести оценку условий труда в соответствии с классами (степенями) вредности.

В зависимости от класса (степени) вредности и опасности условий труда устанавливаются соответствующая продолжительность рабочего времени и дополнительного отпуска.

Что касается профессий и должностей, работники которых пользуются правом только на дополнительный отпуск либо сокращенную продолжительность рабочего времени, то, как уже было отмечено, для установления права на эти виды компенсаций все наниматели обязаны провести аттестацию до 31 декабря 2008 г.

Порядок проведения аттестации

На примере одной из самых распространенных профессий — водитель автомобиля (код 11442) — рассмотрим, каким образом проводится аттестация их рабочих мест, а также по каким основным факторам производственной среды, тяжести и напряженности трудового процесса осуществляется общая оценка условий труда для данной профессии.

Отметим, что водители автомобиля (в зависимости от грузоподъемности) в соответствии со Списком (постановление Госкомтруда от 29.07.

1994 № 89 «О списке производств, цехов, профессий и должностей с вредными условиями труда, работа в которых дает право на сокращенную продолжительность рабочего времени и дополнительный отпуск») имели право на дополнительный отпуск 7 календарных дней — при грузоподъемности автомобиля от 1,5 до 3 т, 14 календарных дней — свыше 3 т.

Перед проведением замеров факторов производственной среды и оценки тяжести и напряженности трудового процесса аттестационной комиссии необходимо определить перечень рабочих мест, подлежащих аттестации.

Затем следует решить вопрос, какие рабочие места водителей автомобилей считать аналогичными рабочими местами (однотипными). Напомним, что однотипные рабочие места характеризуются следующими признаками (п.

8 Инструкции):

— профессия одного наименования (в данном случае — «водитель автомобиля»);

— выполнение одних и тех же профессиональных обязанностей в одинаковом режиме работы;

— использование одинакового оборудования (транспортных средств), приспособлений;

— одинаковый набор вредных и (или) опасных факторов производственной среды одного класса и степени и др.

Обследованию подлежит не менее 20 % таких рабочих мест. После чего полученные результаты усредняются и распространяются на все остальные рабочие места.

Однако, следует иметь ввиду, что Карту фотографии рабочего времени необходимо составлять на каждое рабочее место.

Для того чтобы определить аналогичные (однотипные) рабочие места для водителей автомобиля, необходимо сгруппировать автомобили аналогичных марок (например, МАЗ, КРАЗ, др.), по грузоподъемности, а также по маркам двигателей.

Из каждой группы выбрать 20 % и на этих автомобилях провести инструментальные замеры и оценку тяжести и напряженности трудового процесса. Полученные усредненные величины распространить на оставшийся парк автомобилей.

На рабочих местах водителей автомобилей могут присутствовать такие санитарно-гигиенические факторы, как шум в кабине транспорта, транспортно-технологическая вибрация, дискомфортный микроклимат.

Оценка показателей тяжести и напряженности

При оценке тяжести и напряженности трудового процесса водителя автомобиля следует руководствоваться:

— СанПин 11-10-94 «Санитарные правила по гигиене труда водителей автомобилей»;

Источник: http://www.busel.org/texts/cat5vj/id5qwmcey.htm

Соут водителя автомобиля

Вредные условия труда у водителей

Уже два года водители городского пассажирского транспорта высказывают недовольства по поводу неполноценности оценки условий их труда.

В большинстве случаев говорится о том, что методика спецоценки не позволяет учесть влияние всех имеющихся факторов.

Но так ли это на самом деле?

Общие принципы оценки условий труда водителя

В общем понимании, на водителя любого автотранспортного средства действуют следующие производственные факторы и факторы трудового процесса:

Раньше, при аттестации рабочих мест (далее – АРМ), все эти факторы оценивались.

Более того, риск за свою жизнь и других лиц в сочетании с характеристиками выполняемой работы приводили результаты оценки по напряженности труда к классу 3.2.

Виброакустические факторы, в свою очередь, оценивались по жестким нормам (СН 2.2.4/2.1.8.562-96 и проч.) и также довольно часто в результате считались вредными.

Почему же водители лишаются льгот по результатам СОУТ?

1. Дело в том, что в процедуре СОУТ появилась так называемая идентификация.

В рамках данной процедуры эксперт определяет все факторы, которые могут воздействовать на водителя (здесь очень похоже на АРМ). Но вот далее он сравнивает определенные факторы с классификатором (приложение №2 к приказу Минтруда № 33н от 24 января 2014 года).

И этот классификатор говорит следующее:

Что это значит? А значит это то, что из оценки условий труда водителей можно исключить весь виброакустический фактор, освещенность и микроклимат.

Все дело в том, что:

2. Изменились критерии оценки напряженности трудового процесса.

Из оценки исключили интеллектуальные нагрузки, эмоциональные нагрузки и режим работы. Сенсорные нагрузки и монотонность труда, в свою очередь, тоже видоизменились.

И единственный фактор, по которому водителю в рамках СОУТ может быть присвоен вредный класс условий труда, это «плотность сигналов (световых и звуковых) и сообщений в среднем за 1 час работы».

В итоге, с учетом всех видоизменений, при проведении СОУТ эксперты не идентифицируют ряд потенциально вредных факторов, а по напряженности труда определяют либо допустимый класс, либо вредный первой степени (3.1). И водители лишаются если и не всех льгот, то дополнительного отпуска точно.

Что делать, чтобы сохранить вредный класс водителю?

Первое:

Уделите особое внимание оценке напряженности трудового процесса. Допустимый класс устанавливается при среднем количестве сигналов не более 175/час. Причем, по разным подсчетам, реальное значение данного показателя может варьироваться от 100 до 400 в час (в зависимости от региона, времени суток).

Но очень важно понимать, что расчет идет в среднем за смену. Т.е. получив количество сигналов в час, его необходимо умножить на долю реального управления автомобиля в смену. И чем ниже эта доля, тем ниже итоговый класс.

Таким образом, при идентификации, когда эксперты проверяющей лаборатории будут запрашивать документы о режиме труда и отдыха водителя, необходимо очень серьезно отнестись к этому вопросу.

Предоставьте внутренний хронометраж, используйте тахографы для определения времени работы водителей

Потому что итоговый класс будет зависеть даже не от оценки (цифры от региона к региону более-менее известны), а от количества часов управления в день.

Второе:

Вносите предложения в перечень факторов, подлежащих оценке при проведении СОУТ. Даже если экспертная организация говорит, что измерять тот или иной фактор нельзя, так как идентификация запрещает, обращайте их внимание на п.

9 приложения №1 к приказу Минтруда № 33н от 24 января 2014 года, в котором говорится о том, что итоговый перечень вредных факторов, подлежащих оценке, формирует комиссия, а не эксперт. Один нюанс, перечень формируется исходя из государственных нормативных требований охраны труда.

Поэтому, для обоснованное внесения, к примеру, виброакустического фактора в перечень необходимо: — учесть жалобы и предложения работников по идентификации на их рабочих местах вредных факторов; — проанализировать случаи установления проф.

заболеваний у работников (для организаций с большим автопарком, тем более городского пассажирского транспорта это может быть очень актуально); — подкрепить свои умозаключения требованиями СП 4616-88 (к нормативным правовым актам, содержащим государственные нормативные требования охраны труда, относятся… санитарные нормы, санитарные правила и гигиенические нормативы, устанавливающие требования к факторам производственной среды и трудового процесса).

Третье:

Проанализируйте результаты АРМ, если они были. Если АРМ проводилась, и условия труда были признаны вредными, то идентификация на рабочем месте водителя не проводится.

Перечень же подлежащих исследованиям факторов определяет эксперт без учета ограничений идентификации.

Те факторы, по которым был установлен вредный класс, обязательно будут добавлены в перечень, а для внесения остальных используйте свое право формировать итоговый документ исходя из государственных нормативных требований охраны труда.

18.11.2016

Источник: https://ecoallians.ru/blog/sout_voditelia_transport/

Изменения в специальной оценке условий труда водителей

Вредные условия труда у водителей

Действительно, отличия по новой методике есть. Они заключаются в разнице оценки различных факторов. Наиболее значимыми для водителей являются изменения, касающиеся оценки уровней шума, напряженности труда и вибрации. Введен новый фактор – поза сидя, которого раньше не было. И он является важным для водителей.

Спецоценка рабочих мест водителей проводится по общей для всех Методике специальной оценки условий труда (Методика проведения специальной оценки условий труда, утверждена приказом Минтруда России от 24 января 2014 г. № 33н). Других конкретизирующих или уточняющих эту процедуру документов не существует.

Что изменилось в оценке уровня шума?

Получалось, что в кабине нового КАМАЗа уровень шума мог составлять 68–69 дБ, и водитель находился в допустимых условиях труда. А если проводились замеры в легковом автомобиле, то получали 64–65 дБ. И рабочее место попадало в категорию вредных. Такие различия в оценке вызывали споры.

К тому же в кабине легкового автомобиля было сложно добиться уровня шума ниже 60 дБ на определенных скоростях движения. Помимо этого, снижение шума могло отрицательно сказаться на безопасности управления автомобилем. Водителю важно не потерять контакт с машиной, слышать, как работает мотор.

Одной из причин разграничения рабочих мест по уровню шума являлось мнение, что труд водителя выполняется в напряженных условиях. Поэтому по сравнению с другими профессиями ПДУ по шуму здесь занижался. Кроме того, ужесточением санитарных норм государство пыталось простимулировать автопром на выпуск более комфортабельных легковых автомобилей.

В Методике спецоценки различия между классами автомобилей убрали. Теперь для всех категорий ПДУ шума составляет 80 дБ.

Как изменилась оценка напряженности труда водителей?

Напряженность труда в ходе аттестации рабочих мест оценивалась по 23 показателям. В Методике спецоценки из них осталось только 6. И это напрямую отразится на оценке условий труда водителей.

Часть показателей отпала и не оценивается не потому, что так захотелось законодателю, а потому что о большинстве из них сложно судить объективно и однозначно.

Например, ранее использовалось Р 2.2.2006-05 «Руководство по гигиенической оценке факторов рабочей среды и трудового процесса. Критерии и классификация условий труда»(Утверждено Роспотребнадзором 29 июля 2005 г.). В нем показатели напряженности труда содержат несколько критериев: интеллектуальные, сенсорные, эмоциональные нагрузки, монотонность, режим работы.

В первом критерии есть показатель – содержание работ. Если сотруднику не нужно принимать решения, условия труда относятся к оптимальным, если простые решения по инструкции – к допустимым, сложные задачи с выбором по известным алгоритмам – к вредным (класс 3.1), творческая деятельность – к вредным (класс 3.2).

Такие показатели были исключены из методики оценки условий труда.

Эмоциональные нагрузки, которые оценивались в ходе аттестации рабочих мест, также не могут носить объективного характера.

Например, водителю свойственно испытывать чувство риска за свою жизнь, поскольку он является участником дорожного движения – его рабочему месту сразу присваивали класс 3.2.

Но четких критериев оценки этого показателя нет, поэтому такой фактор сочли субъективным и исключили из методики оценки.

По оценке плотности сигналов у водителей разных классов автомобилей различий нет. Здесь речь идет о звуковых и цветовых сигналах.

Существуют ли различия в оценке труда водителей, управляющих спецтехникой и обычными автомобилями?

Да, такие различия есть. Они касаются не столько источников шума, сколько вибрации. Например, в бульдозерах, экскаваторах и проч. присутствует как общая, так и локальная вибрация. Причем ее уровни могут быть значительны. Особенно для экскаваторщиков, которые работают с гидромолотами.

Общая вибрация распространяется на тело водителя через точку опоры на сиденье. А локальная – через элементы управления автомобилем: рычаги, руль.

Уровень вибрации также зависит от дорожного покрытия. Оно может влиять как на общую, так и на локальную вибрацию. В городе вибрация меньше, потому что дорога лучше. Соответственно для сельской местности ее уровень будет выше.

В методике оценки вибрации относительно аттестации рабочих мест также появились изменения. Если раньше было 5 типов вибрации и 5 ПДУ, то сейчас один ПДУ для транспортной вибрации: по осям х и y – 120 дБ, по оси z – 115 дБ.

Установить превышение ПДУ возможно только в ходе проведения замеров.

Как оценивается длительность управления автомобилем?

Длительность управления автомобилем может влиять на оценку такого фактора, как поза сидя. Она была введена впервые и характеризует тяжесть труда. Раньше нужно было выбрать позу водителя из трех вариантов: вынужденная, фиксированная или неудобная.

Возникали разногласия – какую из трех поставить в карте аттестации рабочих мест. Например, многие считали, что поза водителя фиксированная, потому что пятка его правой ноги находится на полу, а носок на педали акселератора. Кто-то считал позу вынужденной – кабина не позволяла применять другие позы. Кто-то – неудобной.

На самом деле это обычная поза сидя. Для нее разработаны критерии оценки.

Длительность управления автомобилем может быть принципиальной в тех случаях, когда какой-либо вредный фактор превышает установленные ПДУ. Тогда проводят временные замеры. Если же ПДУ не превышен, время управления автомобилем значения не имеет.

Различаются ли оценки условий труда дальнобойщиков и водителей городских маршрутов?

Да, нужно четко разделять виды работ. Первое – время непосредственного управления транспортным средством, второе – время ожидания, время погрузки. Третье – совмещение с ремонтными функциями. Их все нужно оценивать. Стандартными являются первых два вида.

У дальнобойщиков время непосредственного управления автомобилем в процентном отношении к общему времени работы больше. У водителей, занятых на коротких маршрутах, – меньше. Если ПДУ вредных факторов не превышено, нужно проводить хронометрирование.

Например, при занятости водителя управлением транспорта в течение 80 процентов времени в условиях превышения ПДУ однозначно будут установлены вредные условия труда.

А если перегоны короткие и между ними есть перерыв на ожидание или погрузку, при небольшом превышении ПДУ возможно установить допустимые условия труда.

В каких случаях нужно оценивать условия труда при смене автомобиля?

Если водитель переходит на другой автомобиль, это означает замену оборудования и изменение условий труда. В этом случае нужно провести внеплановую спецоценку. Если же водитель в течение года управляет разными автомобилями, работодатель должен четко определить их перечень.

Например, в течение года водитель работает на Зил-130, Зил-131 и КАМАЗ. Это разные автомобили. Если все время работы взять за 100 процентов, то можно определить периоды управления каждым авто. Во всех машинах проводят измерения, и по относительному времени управления автомобилем определяют общий класс вредности.

В карте аттестации указывают марку автомобиля. Номерные агрегаты, государственный регистрационный знак не вписывают. Впрочем, их можно вписать, жестких требований к этому нет. При этом, если понадобилось срочно пересадить водителя на другую машину, необходимо решить с работником вопрос о внесении изменений в трудовой договор. Ведь у него изменятся условия труда.

Какие последствия принесет изменение в подходе оценки условий труда водителей?

Подводя итог, можно сказать, что в результате внесенных изменений в методику оценки условий труда водителей можно ожидать, что многие рабочие места больше не будут подпадать под категорию вредных.

  1. В первую очередь снизится вредность по критерию шум, поскольку теперь ПДУ этого фактора установлен для всех одинаковый – 80 дБ.
  2. Установленные показатели вибрации также могут отразиться на классе условий труда, и в большинстве случаев, кроме спецтехники, перейдут в класс допустимых условий.
  3. То же касается тяжести труда. Введенная категория – рабочая поза сидя, исключает возможность трактовать позу водителя как неудобную, фиксированную или вынужденную. Теперь это обычная поза.
  4. Оценка напряженности труда по Методике спецоценки во многих случаях приведет к снижению класса вредности. Это вызвано тем, что из ранее применявшихся 23 показателей теперь используются только 6 и все они имеют количественные измерения. Снижение класса вредности, прежде всего, коснется водителей, работающих в местностях, где нет интенсивного движения и мало светофоров. В этих районах плотность сигналов, на которые должен реагировать водитель, значительно ниже.

Информация с сайта: otruda.ru

Источник: https://primtrud.ru/news/izmeneniya-v-spetsialnoy-otsenke-usloviy-truda-voditeley.html

Здесь закон
Добавить комментарий