Регулятивные и охранительные нормы в конституции рф примеры статья

Современные проблемы конституционного права Российской Федерации

Регулятивные и охранительные нормы в конституции рф примеры статья

3.23.3. Классификация норм конституционного права

Нормы конституционного права принято классифицировать:

  1. В зависимости от объема нормативности, функциональной роли: исходные (отправные) нормы — это те нормы, из которых проистекают все другие юридические нормы. Их специфика выражена в диспозиции (например, «Президент Российской Федерации является главой государства» — ст. 80 Конституции РФ) и нормы-начала, в них закрепляются основные права и свободы человека. Выделяют:

    1. нормы-дефиниции, которые закрепляют в обобщенном виде юридические термины, в данном случае признаки того или иного конституционного понятия (например «избирательное объединение», «политическая партия» и др.). В крупных законодательных актах такие нормы группируются в специальном разделе (главе, статье), как правило, называющемся «общие положения»;

    2. нормы-принципы: в них сформулированы общие или отраслевые правовые принципы и задачи данной совокупности юридических норм;

    3. определительно-установленные нормы, которые содержатся в преамбулах Конституции РФ и законодательных актов. Они, например, фиксируют важнейшие факты из национальной истории, поворотные события в жизни страны и не могут быть изменены или отменены без применения установленного порядка внесения поправок и изменений в Конституцию РФ или в законодательный акт;

    4. нормы-правила поведения (нормы-предписания):

      • регулятивные нормы, определяющие субъективные права и юридические обязанности субъектов, условия их возникновения и действия;
      • охранительные нормы, определяющие условия применения мер государственно-принудительного воздействия, характер и содержание этих мер.
  2. По предмету правового регулирования, то есть по кругу блоков общественных отношений, составляющих предмет конституционного права. Это нормы, регулирующие:

    • основы конституционного строя;
    • основные права и свободы, обязанности человека и гражданина;
    • федеративное устройство Российской Федерации;
    • основы организации и деятельности законодательной, исполнительной и судебной власти;
    • основы организации и деятельности местного самоуправления.
  3. По юридической силе, то есть в зависимости от вида нормативного правового акта, в котором сформулирована та или иная норма конституционного права и места, которое она занимает в иерархии норм Конституции РФ. Так, нормы, изложенные в гл. гл.

    1, 2 и 9 Конституции РФ, имеют высшую юридическую силу не только в сравнении с нормами, содержащимися в конституционных законах, законах РФ и субъектов РФ, подзаконных нормативных правовых актах, но и в сопоставлении с нормами, установленными в остальных главах (разделах) Конституции РФ, нормы, зафиксированные в гл. гл.

    3–8 Конституции РФ, имеют высшую юридическую силу в сравнении с нормами конституционного права, содержащимися в конституционных и иных законах, в иных нормативных актах РФ и субъектов РФ, нормы конституционного права, закрепленные в Федеральных конституционных законах, в федеральных законах, идут вслед за нормами Конституции РФ, после них на федеральном уровне следуют конституционно-правовые нормы, закрепленные в подзаконных актах — указах Президента РФ, постановлениях Правительства РФ и иных источниках конституционного права.

  4. По территории действия различают следующие виды норм:

    • общефедеральные, то есть действующие на всей территории Российской Федерации;
    • действующие на территории отдельного субъекта РФ;
    • локальные (действующие в масштабе отдельно взятого муниципального образования).
  5. По назначению в механизме правового регулирования:

    1. Материальные нормы отвечают на вопрос, что регулируется, и закрепляют меру возможного (должного) поведения либо действий субъектов права.

      Примерами норм этой разновидности являются:основная часть норм о правах, свободах и обязанностях человека и гражданина; нормы о компетенции органов и должностных лиц публичной власти; нормы о предметах ведения и полномочиях РФ и ее субъектов.

    2. Процессуальные нормы отвечают на вопрос: как регулируется? Они устанавливают форму, последовательность (порядок) реализации норм материального права.

      В качестве примеров можно назвать большую часть норм о выборах, референдумах, нормы о порядке работы парламента, о законодательном процессе.

      Так, в Конституции РФ записано, что Совет Федерации и Государственная Дума Федерального Собрания РФ заседают раздельно (ч. 1 ст. 100 Конституции РФ).

  6. По характеру правового предписания выделяют:

    1. Императивные и директивные нормы, в которых правило поведения не оставляет субъекту никакой свободы выбора, а четко предписывает поступать в соответствии с указанием (например, норма ч. 1 ст. 50 Конституции РФ запрещает повторное осуждение за одно и то же преступление).

    2. Диспозитивные нормы, в которых субъекту предоставляется возможность воспользоваться или не воспользоваться своим правом выбора одного из действий, предусмотренных в данной норме (например, норма ч. 3 ст. 59 Конституции РФ предусматривает возможность прохождения альтернативной гражданской службы вместо несения военной службы).

  7. По форме выражения диспозиции конституционно-правовой нормы:

    1. Управомочивающие нормы предоставляют участникам общественных отношений право совершать действия в целях удовлетворения своих интересов.

      Это все нормы, закрепляющие предметы ведения и полномочия Российской Федерации и ее субъектов, компетенцию государственных органов и должностных лиц (Президента РФ, Совета Федерации и Государственной Думы Федерального Собрания РФ и др.), права и свободы человека и гражданина (например, норма ч. 2 ст.

      45 Конституции РФ: «Каждый вправе защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом»). Таким образом, в этих нормах используются следующие слова: «вправе», «имеет право», «разрешается» и т. п.

    2. Обязывающие нормы устанавливают обязанность совершать определенные действия, предусмотренные этими нормами.

      К этой группе относятся нормы, устанавливающие конституционные обязанности граждан, а также все нормы, в которых исключается иной вариант действия, чем тот, который предусмотрен в норме права. Примером обязывающих конституционных норм являются: норма ст.

      58 Конституции РФ: «Каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам»; норма ч. 2 ст.

      15 Конституции РФ: «Органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы». Как видно из этих примеров, в предписаниях такого рода используются слова «обязан», «необходимо», «должен» и т. п.

    3. Запрещающие нормы запрещают совершать определенные действия. В форме запретов фиксируется, например, ряд принципов конституционного строя, гарантии прав и свобод человека и гражданина в РФ. Так, согласно Конституции РФ «никто не может присваивать власть в РФ» (ч. 4 ст. 3); «гражданин РФ не может быть лишен своего гражданства или права изменить его» (ч. 3 ст. 6) и др.

  8. По времени действия:

    1. Постоянные нормы, то есть действующие в течение неопределенного времени.
      • нормы конституционного права, выраженные в актах временного действия, в переходных положениях конституций и др. (например, п. 6 заключительных и переходных положений Конституции РФ: «Впредь до введения в действие федерального закона, устанавливающего порядок рассмотрения дел судом присяжных заседателей, сохраняется прежний порядок судебного рассмотрения соответствующих дел»);
      • действующие лишь в определенные периоды времени, например при чрезвычайном или военном положении.

Среди норм конституционного права выделяется группа норм, которые называют «нормы-разъяснения» и «нормы-справки». Такие нормы содержатся в преамбулах конституций и законодательных актов.

Они, например, фиксируют важнейшие факты из национальной истории, поворотные события в жизни страны и не могут быть изменены или отменены без применения установленного порядка внесения поправок и изменений в конституцию или законодательный акт.

В Конституции РФ предусмотрены в ст. ст. 19, 20, 21, 22, 23 — нормы морали, 20, 22, 23, 25, 38 — нормы религии, 31, 35, 38 — обычаи, 26, 46 — традиции, 13 — общественные организации, 3 — политические нормы, 8, 9 — экономические нормативы, 19, 20, 23, 25, 35, 38 — нормы права.

Для норм конституционного права характерны все признаки норм иных правовых отраслей: общеобязательность, установление государством, обеспечение их реализации с помощью системы государственных гарантий, защита от нарушений принудительными средствами, историчность, динамизм, нормативность.

Нормативность конституционного регулирования определяется характером установлений конституционного законодательства [158]. Как отмечалось выше, нормативность понимается как способность регулирующего воздействия на конкретный вид общественных отношений.

Общеобязательность конституционного регулирования означает его ведущую роль по отношению к отраслевому, абсолютный приоритет конституционных установлений перед актами текущего законодательства.

Другой аспект общеобязательности — распространение конституционного регулирования на все без исключения субъекты правового общения.

Обязательность соблюдения Конституции возведена в ранг конституционной для всех государственных и общественных организаций, должностных лиц и граждан.

Динамизм конституционного регулирования выражается в том, что вся история конституционного развития государства служит подтверждением того факта, что конституционному регулированию всегда подвергались те общественные отношения, которые стабильно определяют сущностные стороны общественного строя, общества и государства. Но в каждой новой Конституции они получают иное качественное отражение в соответствии с общественными преобразованиями на конкретно-историческом этапе, о чем свидетельствуют типология государственности и различные идеологии.

Вместе с тем нормам конституционного права присущ ряд специфических особенностей. Они регулируют наиболее важные, коренные общественные отношения, устанавливают правила поведения в самом общем виде, без детализации, конкретизации.

В силу содержания и предназначения конституционного права его нормы устанавливают общие правила и принципы, некоторые из них имеют декларативный характер. Они носят учредительный характер, являются основополагающими для норм других отраслей права.

Для осуществления норм конституционного права характерен особый механизм реализации через конкретные нормы других отраслей права.

В отличие от правовых норм других отраслей, которые, как правило, имеют три структурных элемента: гипотезу (указание на условие, при наличии которого норма должна осуществляться), диспозицию (определение самого правила поведения) и санкцию (указание на последствия неисполнения обязанности), в статьях нормативно-правовых актов, содержащих нормы конституционного права, формулируются, как правило, лишь диспозиция и гипотеза, а санкции содержатся в законодательных актах иных правовых отраслей (уголовного, административного и т. д.).

Источник: http://mmalikov.ru/images/spkprf/Razdel_3_23_3.html

Теория государства и права

Регулятивные и охранительные нормы в конституции рф примеры статья

В зависимости от объема нормативности все действующие нормы права можно подразделить на две большие группы: 1) отправные нормы и 2) нормы-предписания (их еще именуют нормами-правилами). Отправные нормы — это исходные нормы, которые отличает высокий уровень нормативности, особая структура (нет санкции, гипотезы).

Их специфика, собственно, выражена в диспозиции (например, «Президент Российской Федерации является главой государства» (ст. 80 Конституции РФ)). Удельный вес такого рода норм в общем их массиве достаточно значительный, хотя, безусловно, преобладают нормы-предписания. Наибольшее распространение среди отправных норм имеют нормы-дефиниции, учредительные нормы и нормы-принципы.

Дефинитивные нормы права — нормы, закрепляющие в обобщенном виде признаки того или иного юридического понятия: преступления, вины, соучастия — в уголовном праве; правоспособности, дееспособности, эмансипации, юридического лица, сделки, обязательства, неустойки, договора и др: — в гражданском праве.

Как правило, дефинитивные нормы (это характерно для всех отправных норм) содержатся в общей части кодифицированного

138

акта (кодекса), хотя их немало в его особенной части. В последнее время принятые федеральные законы субъектов Российской Федерации снабжены специальным разделом «Общие положения», в котором дается»перечень используемых понятий. Так, в Федеральном законе от 17 сентября 1997 г.

«Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ» есть статья, специально посвященная законодательной характеристике таких понятий, как «выборы», «избирательные права граждан», «гарантии избирательных прав граждан», «активное избирательное право», «пассивное избирательное право», «избиратель», «избирательные комиссии», «список кандидатов» и др.

Нормы-принципы — это исходные нормативно-руководящие начала, характеризующие содержание права в целом и его конкретных отраслей и институтов. Принципы права дают представление о праве, особенностях его отраслей.

Обладая высоким уровнем нормативности, они в то же время способны оказывать и конкретно регулирующее воздействие, в частности при решении спора по аналогии права.

Все принципы подразделяются на общеправовые, межотраслевые и отраслевые.

Нормы-предписания представляют собой нормы', сформулированные по типу правила.

В их числе принято выделять: 1) регулятивные нормы права — нормы права, определяющие субъективные права и юридические обязанности субъектов, условия их возникновения и действия; 2) охранительные нормы — нормы, определяющие условия применения к правонарушителю мер государственно-принудительного воздействия, характер и содержание этих мер. Нормы-предписания устанавливают конкретную модель поведения участников регулируемых отношений. Нормативное предписание этого вида норм содержат, к примеру, особенные части Земельного, Уголовного кодексов Российской Федерации.

По методу правового регулирования принято выделять обязывающие, запрещающие и управомочивающие нормы. Обязывающие нормы, как следует из самого названия, возлагают на субъекта обязанность совершить те или иные действия (например, уплатить квартплату, вернуть долг в установленный соглашением срок и т.п.).

Предписания такого рода, как правило, начинаются словами: «обязан», «необходимо», «должен» и т.п. Примером обязывающих норм могут служить нормы, содержащиеся в ст. 106, 107, 108 (п. 2), 109 (п. 2), 116 Конституции Российской Федерации.

Запрещающие нормы права — нормы, возлагающие на субъекта обязанность воздерживаться от совершения определенных действий. Такие нормы формулируются

139

в виде запрета совершать какие-либо действия. Так, п. 5 ст. 109 Конституции Российской Федерации устанавливает запрет на роспуск Государственной Думы в период действия на всей территории Российской Федерации военного или чрезвычайного положения.

Или: «одно и то же лицо не может одновременно являться членом Совета Федерации и депутатом Государственной Думы» (п. 2 ст. 97 Конституции Российской Федерации).

Управомочивающие нормы — нормы, представляющие субъекту право на совершение тех или иных действий (обратиться с иском в суд, распорядиться своим имуществом, принять завещание, стать членом того или иного объединения граждан и т.п.).

В тексте эти нормы могут начинаться словами «вправе», «имеет право», «разрешается» и т.д. Примером управомочивающих норм являются ст. 104 (п. 1), 117 (пп. 1, 2, 3) Конституции Российской Федерации.

Важное значение имеет подразделение норм права на материальные (они содержатся, к примеру, в гражданском, уголовном праве) и процессуальные, закрепляемые, в частности, в уголовно-процессуальном и гражданско-процессуальном праве.

Материальные нормы права — нормы, закрепляющие права и обязанности субъектов и отвечающие на вопрос: «Что следует делать для их осуществления?».

Процессуальные нормы права — нормы, закрепляющие процедуры (порядок) осуществления субъектами их прав и обязанностей и отвечающие на вопрос: «Как следует осуществить материальные предписания?».

По предмету правового регулирования (по отраслям права) различают нормы конституционного, уголовного, гражданского, административного права и др.

По методу правового регулирования принято выделять императивные и диспозитивные нормы права. Императивные нормы выражены в категорических, повелительных и строго обязательных предписаниях, действие которых не связано инициативой их адресатов.

Диспозитивные нормы указывают определенный вариант поведения, но при этом предусматривают самостоятельность адресатов этих норм, позволяя им урегулировать отношения по собственному усмотрению. Типичным примером являются нормы гражданского права. Так, в соответствии со ст.

897 ГК РФ расходы на хранение вещи включаются в вознаграждение за хранение, если иное не предусмотрено договором хранения.

140

Источник: http://lib4all.ru/base/B3100/B3100Part80-138.php

Тема 1. Понятие и предмет конституционного права. Место российского конституционного права в системе права России

Регулятивные и охранительные нормы в конституции рф примеры статья

О.А. Лупандина
Конституционное (государственное) право Российской Федерации
Учебное пособие. – Таганрог: Изд-во ТТИ ЮФУ, 2009. – 178 с.

Предыдущая

2. Конституционно-правовые нормы и отношения

Нормы конституционного права — это правовые нормы, которые регулируют общественные отношения, составляющие предмет конституционного права.

Для осуществления норм конституционного права характерен особый механизм реализации через конкретные нормы других отраслей права.

Нормы конституционного права имеют свои характерные особенности. В отличие от правовых норм других отраслей, которые, как правило, имеют гипотезу, диспозицию и санкцию в нормах конституционного права формулируется, как правило, лишь диспозиция и гипотеза, а санкции содержатся в актах иных правовых отраслей (уголовного, административного и т. д.).

Нормы конституционного права можно подразделить на группы, то есть классифицировать. Эта классификация может быть произведена по различным признакам, критериям. В юридической науке существуют немало таких критериев.

В зависимости от объекта правового регулирования нормы конституционного права делятся на следующие группы:

1) закрепляющие и регулирующие основы конституционного строя Российской Федерации (глава 1 Конституции Российской Федерации);

2) устанавливающие правовой статус личности, права и свободы человека и гражданина (глава 2 Конституции, законодательные акты о гражданстве Российской Федерации, о статусе иностранных граждан);

3) закрепляющие федеративное устройство (глава 3 Конституции, нормы Федеративного Договора);

4) регулирующие порядок образования и деятельности системы органов государственной власти (главы 4-8 Конституции, законодательство о выборах, о статусе депутата).

По характеру содержащихся предписаний нормы конституционного права классифицируются:

1) на управомочивающие (ст. 20, 83 Конституции);

2) обязывающие (ст. 58, 59 Конституции);

3) запрещающие (ст. 13 Конституции).

По степени определенности содержащихся предписаний различают нормы:

1) императивные (ст. 72 Конституции);

2) диспозитивные (ст. 66 Конституции).

По юридической силе (форме закрепления) эти нормы подразделяются:

1) на конституционные (обладающие высшей юридической силой);

2) содержащиеся в иных законодательных актах.

Таковы основные виды конституционно-правовых норм. В юридической литературе можно встретить и другие критерии классификации норм конституционного права и соответствующие им виды конституционно-правовых норм: общие и специальные, федеративные и субъектов федерации.

Особенность норм КП:

1)  большинство норм конституционного права носит обобщенный характер, они излагаются на уровне принципов;

2)  как правило, нормы КП не обладают трехчленной структурой. В них есть гипотеза и диспозиция или только одна диспозиция, лишь несколько статей содержат санкцию (ст. 80, ст. 97 К РФ);

3)  нормы КП обладают высшей юридической силой по отношению к нормам других отраслей права, они являются нормами прямого действия, т.е. должны применяться непосредственно без подтверждения нормами специальных отраслей права;

4)  нормы КП носят учредительный характер, т.е. определяют правовой статус каждого субъекта КП;

5)  применять нормы КП могут только государство и муниципальные органы, граждане могут ими только пользоваться.

Виды норм КП:

1)  нормы-цели (нормы программного характера) выражают стремление государства способствовать возникновению соответствующих отношений (ст. 2, ст. 7);

2)  нормы-принципы (констатирующие нормы) содержат наиболее общие положения всего правового регулирования, требования, содержащиеся в них закреплены в общем виде, ими обязаны руководствоваться все юридические и физические лица, для применения требуется их детализация (ст. 10, ст. 6);

3)  учредительные нормы (устанавливающие нормы) учреждают органы государства (ст.ст. 80-93);

4)  дефинитивные нормы содержат легальные определения (ст. 10;

5)  нормы-правила содержат очевидные не нуждающиеся в доказывании правила (ст. 18);

6)  нормы конкретного действия содержат конкретно сформулированные правила, устанавливают четко определенные права и обязанности участников правоотношений;

7)  нормы — исторические справки содержатся в преамбуле и указывают на незыблемость существующих отношений.

Общественные отношения, урегулированные нормами конституционного права, являются конституционно-правовыми отношениями.

Для общественных отношений вообще и для правоотношений в частности характерно наличие как минимум двух сторон отношений, именуемых субъектами. Субъектами правоотношений могут быть как индивиды, так и организации, органы, социальные общности.

Субъектами конституционно-правовых отношений выступают:

а) народ (проведение референдумов, выборов в высшие органы федерации, органы субъектов);

б) российское федеративное государство;

в) субъекты Российской Федерации — республики, края, области, города федерального значения (Москва, Санкт-Петербург), автономная область, автономные округа;

г) административно-территориальные единицы — районы, города, районы в городах, городские и муниципальные округа, префектуры, поселки, села;

д) государственные органы законодательной, исполнительной и судебной власти;

е) органы местного самоуправления;

ж) Президент Российской Федерации — глава российского государства;

з) главы субъектов Российской Федерации;

и) общественные объединения граждан — партии, общественные организации, движения, комитеты и т. д ;

к) депутаты представительных органов государственной власти;

л) комиссии и комитеты органов законодательной власти;

м) общие собрания граждан, сельские сходы;

н) избирательные комиссии;

о) граждане Российской Федерации;

п) иностранцы и лица без гражданства (прием в российское гражданство).

Конституционно-правовые отношения возникают, изменяются либо прекращаются в связи с определенными обстоятельствами, условиями, именуемыми юридическими фактами.

В зависимости от отношения к воле людей юридические факты подразделяются на события и действия. События — это явления, не зависящие от воли человека. Под действиями же понимают юридические факты, которые происходят по воле людей.

В конституционном праве Российской Федерации выделятся следующие объекты конституционно-правовых отношений:

1. Государственная территория. В Конституции Российской Федерации имеется норма, согласно которой границы между субъектами Российской Федерации могут быть изменены с их взаимного согласия (ч.3 ст.67).На основе этой нормы возникают конституционно-правовые отношения, связанные с частью государственной территории России.

2. Предметы материального мира (материальные ценности).
Нормы конституционного права устанавливают круг объектов различных форм собственности (ст.8,9,34,35 Конституции РФ) и право соответствующих субъектов пользоваться такими объектами. На основе этих норм могут возникать конституционно-правовые отношения.

3. Личные неимущественные блага (жизнь, здоровье, честь, достоинство). Некоторые нормы Конституции РФ содержат указания на данные объекты: каждый имеет право на жизнь (ч.1 ст.20); достоинство личности охраняется государством (ч.1 ст.21) и др.

4. Поведение и результаты поведения субъектов конституционных правоотношений. Например, действия депутата Государственной Думы, внесшего законопроект в данную палату парламента, являются объектом (поведения) конституционно-правовых отношений по поводу законопроекта.

Подписание Президентом РФ указа, несоответствующего Конституции РФ, составляет объект (результат поведения) конституционно-правового отношения по поводу отмены этого указа Конституционным Судом Российской Федерации.

Предыдущая

Источник: http://netprava.ru/ek/b33/2_2.htm

Конституционно-правовые нормы: их особенности и классификация

Регулятивные и охранительные нормы в конституции рф примеры статья

Большинство из них содержит конкретные обще­обязательные правила поведения и предполагает или прямо ука­зывает на возможность принудительного обеспечения. В них час­то можно выделить: гипотезу, диспозицию и санкцию. Но во многих нормах санкция отсутствует, в иных же нет и гипотезы.

Специфика конституционно-правовых норм состоит в следующем: значительная их часть содержится в Конституции РФ, конституциях (уставах) субъектов РФ, т.е.

в первичных учредительных актах; они закрепляют принципиальное политическое, социально-экономическое, духовно-культурное устройство общества; они детально определяют устройство институтов народовластия, таких как выборы, референдумы, парламент, президент, судебные органы, политические партии, средства массовой информации, т.е. непосредственно выражают исходные интересы общества, программируют его развитие; они часто выступают в качестве стандартов, правовых эталонов для иных отраслей права. Нормы административного, уголовного, гражданского права, других отраслей призваны детализировать исходные нормы конституционного права, наполнять их собственным отраслевым содержанием и не могут им противоречить. Как и в других отраслях права, по характеру предписанияКПН бывают:

— императивными, в которых правило поведения не оставляет субъекту никакой свободы выбора, а четко предписывают посту­пать в соответствии с указанием. Пример (ст. 116 Конститу­ции): «Перед вновь избранным Президентом Правительство слагает свои пол­номочия»;

— диспозитивными, в которых субъекту предоставляется воз­можность воспользоваться или не воспользоваться своим правом, выбрать одно из действий, предусмотренных в данной норме. Пример (ч. 1 ст.

85 Конституции): «Президент может использовать согласительные процедуры для разрешения разногласий между органами госвласти РФ и органами госвласти субъ­ектов…».

Некоторые рас­сматривают обязывание и дозволение как проявление различных приемов и способов правового воздействия на общественные от­ношения, совокупность которых образует метод конституцион­но-правового регулирования.

Но для такого вывода нет достаточ­ных оснований, поскольку обязывание и дозволение свойствен­ны нормам практически всех отраслей права и, следовательно, никакой специфики конституционного права не выражают.

Группа правовых норм, объединенных известной общностью конкретной цели или сферы регулирования, образует правовой институт. Такими институтами, например, являются личные пра­ва и свободы граждан, избирательное право, парламент и т. д. Понятие правового института не может быть очень четким, по­скольку границы между институтами условны и весьма подвиж­ны, одна и та же норма может рассматриваться как часть двух и более правовых институтов.

Различают следующие классификации КПН: — В зависимости от функций: регулятивные и охранительные; — По характеру регулируемых отношений: материальные и процессуальные (процедурные); — По времени действия: постоянные и временные; — По юридической силе: нормы законов и нормы иных НПА.

Регулятивные нормы учреждают общественные, государственные институты (например, систему государственных органов), закрепляют права, обязанности людей, полномочия органов, должностных лиц. Они устанавливают порядок осуществления прав, несения обязанностей.

Охранительные нормы устанавливают меры конституционно-правового принуждения, в том числе ответственности (роспуск парламента, ликвидация политической партии по суду, отрешение от должности главы государства). Они вводят механизмы применения принудительных мер (конституционное судопроизводство, др.).

Регулятивные нормы в свою очередь делятся на нормы специализированные: общие, дефинитивные, нормы-принципы, нормы-цели, нормы-гарантии, коллизионные, оперативные, а также на обязывающие, запрещающие и управомочивающие нормы.

Общие нормы фиксируют в обобщенном виде элементы регулируемых отношений, например условия правосубъектности. Так, ст. 60 Конституции РФ устанавливает, что российский гражданин может самостоятельно в полном объеме осуществлять свои права и обязанности с 18 лет.

Дефинитивные нормы вводят определения базовых правовых терминов. Так, ст. 94 Конституции РФ устанавливает, что Федеральное Собрание — парламент Российской Федерации — является представительным и законодательным органом Российской Федерации.

Нормы-цели, нормы-принципы устанавливают исходные для конституционного права, иных отраслей права ценности, направления и способы деятельности.

Так, основными принципами деятельности конституционных (уставных) судов в России являются независимость, коллегиальность, гласность, состязательность и равноправие сторон (например, ст.

5 Федерального конституционного закона о Конституционном Суде Российской Федерации» от 21 июля 1994 г.).

Гарантийные нормы направлены на обеспечение гражданских прав, нормальной деятельности органов власти. Например, ст.

39 Конституции РФ устанавливает, что каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом. Часть 4 ст.

109 Конституции РФ предусматривает, что Государственная Дума не может быть распущена с момента выдвижения ею обвинения против Президента РФ до принятия соответствующего решения Советом Федерации.

Коллизионные нормы указывают на нормы, подлежащие применению в конкретном случае при разрешении юридических затруднений определении компетенции тех или иных органов. Коллизионным является правило ч. 4 ст. 15 Конституции РФ в том, что международные договоры Российской Федерации обладают приоритетом по отношению к законам страны.

Оперативные нормы направлены на введение, отмену, изменение содержания других норм. Оперативный характер имеет предписание п. 1 Раздела второго Конституции РФ, гласящее, что Конституция Российской Федерации вступает в силу со дня официального ее опубликования по результатам всенародного ания.

Управомочивающие нормы закрепляют правовые возможности участников правовых отношений путем установления их полномочий и прав. Таково правило ч. 4 ст. 125 Конституции РФ о праве граждан, судов на обращение в Конституционный Суд РФ.

Обязывающие нормы устанавливают обязанность граждан, органов, организаций совершать определенные положительные действия. Обязывающей нормой является правило о том, что при вступлении в должность Президент РФ приносит присягу (ст. 82 Конституции РФ). Статья 57 Конституции РФ гласит, что каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.

Запрещающие нормы устанавливают обязанность лиц, органов, организаций воздерживаться от четко описанного в них поведения.

Законодатель, например, устанавливает, что Конституционный Суд РФ при осуществлении конституционного судопроизводства воздерживается от установления и исследования фактических обстоятельств во всех случаях, когда это входит в компетенцию других судов или иных органов.

Источник: https://studopedia.org/8-184056.html

Конституционно-правовые нормы. Обобщенность нормы. Общеобязательность правовой нормы. Формальная определенность правовой нормы. Классификация конституционно-правовых норм. Оперативные нормы

Регулятивные и охранительные нормы в конституции рф примеры статья

Конституционно-правовые нормы — это общеобязательные, абстрактные, формально-определенные в конституционно-правовых актах правила, установленные и охраняемые государством и направленные на регулирование общественных отношений, составляющих предмет конституционного права, путем установления прав и обязанностей их участников.

Нормы конституционного права содержат в себе свойства, характерные для любой правовой нормы, и специфические качества, определяемые принадлежностью к конституционному праву.

К общим свойствам относится прежде всего нормативность, то есть норма представляет собой правило, образец поведения лиц, выступающий в качестве социального регулятора общественных отношений через определение прав и обязанностей участников этих отношений.

Обобщенность (абстрактность) нормы означает, что она рассчитана на неоднократное применение к возникающим общественным отношениям и устанавливает правило поведения, которому должны следовать субъекты этих отношений.

Общеобязательность правовой нормы проявляется в необходимости подчинения ей всех субъектов, на которых распространяется действие этой нормы.

Формальная определенность правовой нормы означает, что нормы содержатся в определенных актах — источниках права, письменных актах-документах, имеющих юридическую силу.

Своеобразие конституционно-правовых норм также выражается в нескольких признаках, характеризующих их особую юридическую природу:

1) круг общественных отношений — предмет регулирования конституционно-правовых норм;

2) источники, в которых содержатся конституционно-правовые нормы, из которых особо необходимо выделить Конституцию — основной закон государства;

3) учредительный характер предписаний. Это специфический признак конституционно-правовых норм, выражающийся в том, что они закрепляют и оформляют основные общественно-политические институты и, прежде всего, регулируют собственно процесс создания правовых норм. Этот признак наиболее характерен для норм, содержащихся в Конституции;

4) разнообразие норм конституционного права. Конституционно-правовые нормы отличаются многообразием своих видов, среди которых большое место занимают так называемые «специализированные» нормы — общие, дефинитивные и декларативные нормы.

Классификация конституционно-правовых норм имеет значение для выявления специфических свойств и особенностей норм и, следовательно, для повышения эффективности их применения. Классификация конституционно-правовых норм строится на нескольких основаниях.

1. По содержанию, то есть объекту конституционно-правового регулирования нормы делятся в соответствии с выделяемыми блоками общественных отношений, составляющих предмет конституционного права.

Выделяются нормы, закрепляющие основы конституционного строя; нормы, регулирующие права и свободы человека и гражданина; нормы, определяющие федеративное устройство Российской Федерации; нормы, определяющие порядок осуществления форм непосредственного народовластия; нормы, устанавливающие основы организации государственной власти; нормы, закрепляющие систему местного самоуправления; нормы, определяющие статус Конституции.

2. По функциям, которые выполняют правовые нормы, их подразделяют на регулятивные, охранительные и специализированные.

Регулятивные (их еще называют правоустановительными, правонаделительными нормами) конституционно-правовые нормы непосредственно регулируют общественные отношения, определяя права и обязанности их участников. Охранительные нормы закрепляют меры юридической ответственности и меры защиты субъективных прав (например, ст.

53 Конституции РФ: «Каждый имеет право на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями (или бездействием) органов государственной власти или их должностных лиц»). К охранительным нормам относятся многочисленные нормы, устанавливающие гарантии субъективных прав (например, ч. 1 ст.

46 Конституции РФ: «Каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод»).

Особенность специализированных норм состоит в том, что непосредственно на основе них правоотношения не возникают.

Они имеют дополнительный характер, который выражается в том, что при регулировании общественных отношений они присоединяются к регулятивным и охранительным нормам, образуя в сочетании с ними единый регулятор.

К специализированным нормам относятся, с одной стороны, обобщающие нормы: общие, дефинитивные и декларативные нормы, а, с другой стороны, нормы, регулирующие действие и применение других норм («нормы о нормах»): оперативные и коллизионные нормы.

Общие нормы направлены  на  фиксирование в обобщенном виде определенных элементов регулируемых отношений (например, ч. 2 ст. 3 Конституции РФ: «Народ осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления»).

Дефинитивные нормы в обобщенном виде закрепляют признаки определенной правовой категории (например, преамбула Закона Российской федерации «О гражданстве Российской Федерации»: «Гражданство есть устойчивая правовая связь человека с государством, выражающаяся в совокупности их взаимных прав, обязанностей и ответственности, основанная на признании и уважении достоинства, основных прав и свобод человека»). Декларативные нормы отражают принципы регулирования общественных отношений нормами данной отрасли (института) права, закрепляют задачи данной совокупности правовых норм (например, ст. 2 Конституции РФ: «Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина — обязанность государства»).

Оперативные нормы изменяют или отменяют действие иных норм, выполняя, таким образом, служебные функции (например, ч. 4 ст. 35 Федерального конституционного закона «О судебной системе Российской Федерации»: «Часть 2 ст.

33 настоящего Федерального конституционного закона в части финансирования судов на основе нормативов вводится в действие со дня вступления в силу соответствующего федерального закона»). Коллизионные нормы определяют.

какие нормы из совокупности возможных применяются к данному отношению (например, ч. 5 ст.

76 Конституции РФ: «В случае противоречия между федеральным законом и нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, изданным в соответствии с частью четвертой настоящей статьи, действует нормативный правовой акт субъекта Российской Федерации»).

3. По характеру прав и обязанностей конституционно-правовые нормы подразделяются на управомочивающие, обязывающие и запрещающие. Управомочмающиенормы устанавливают право субъекта совершать действия, предусмотренные нормой.

К ним относится большое количество норм, определяющих права человека и гражданина (например, ч. 5 ст. 32 Конституции РФ: «Граждане Российской Федерации имеют право участвовать в отправлении правосудия»). Обязывающие   нормы устанавливают обязанность субъекта совершать определенные действия (например, ч. 3 ст.

44 Конституции РФ: «Каждый обязан заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры»). Запрещающиенормы устанавливают обязанность субъекта воздерживаться от определенных действий, не совершать их (например, ч. 2 ст.

123 Конституции РФ: «Заочное разбирательство уголовных дел в судах не допускается, кроме случаев, предусмотренных специальным законом»).

4. По степени определенности предписаний конституционно-правовые нормы подразделяются на императивные и диспозитивные. В императивных нормах содержатся категорические предписания, которые не могут быть заменены другими по усмотрению субъекта (например, ч. 3 ст.

76 Конституции РФ: «Федеральные законы не могут противоречить федеральным конституционным законам»). Диспозитивныенормы определяют возможность совершения или несовершения какого-либо действия, выбора варианта поведения (например, ч. 1 ст.

68 Конституции РФ определяет: «Республики вправе устанавливать свои государственные языки», а это означает, что республики могут устанавливать свои государственные языки, но могут и не делать этого).

5. По роли в механизме правового регулирования различают материальные и процессуальные конституционно-правовые нормы. Материальныенормы определяют содержание правового регулирования, права и обязанности субъектов права (например, ч. 2 ст.

92 Конституции РФ: «Президент Российской Федерации прекращает исполнение полномочий досрочно в случае его отставки, стойкой неспособности по состоянию здоровья осуществлять принадлежащие ему полномочия или отрешения от должности»).

Процессуальные нормы закрепляют порядок реализации предписаний материальных норм, форму их воплощения в действительность (например, ст. 93 Конституции РФ устанавливает порядок отрешения от должности Президента РФ).

6.

По юридической силе конституционно-правовые нормы различаются в зависимости от того, какой акт является источником нормы, а также от разграничения предметов ведения между Федерацией и ее субъектами. Наивысшей юридической силой обладают нормы Конституции РФ как основного закона государства, а также нормы, содержащиеся в международных договорах, санкционированные государством.

7. По территории действия конституционно-правовые нормы подразделяются на нормы, которые действуют на всей территории Российской Федерации, и нормы, которые распространяются на часть ее территории (субъект Российской Федерации, муниципальное образование).

В данной классификации приведены основные критерии разделения конституционно-правовых норм на виды. Возможны и дополнительные основания классификации и виды норм в зависимости от задач, стоящих перед исследователем. 

К содержанию книги:  Конституционное право России

Источник: http://www.bibliotekar.ru/konstitucionnoe-pravo-5/4.htm

Здесь закон
Добавить комментарий