Производные глаголы в русском языке правило

7 несуществующих глаголов, которые зачем-то продолжают использовать

Производные глаголы в русском языке правило

Кто о чём, а мы снова о глаголах! Уж так получается, что у пишущих и говорящих на русском языке людей два больных места: запятые и глаголы. В новом выпуске «Грамотности» мы собрали для вас семь форм глаголов, которых на самом деле не существует, но их всё равно активно употребляют.

Рассылка «Мела»

Мы отправляем нашу интересную и очень полезную рассылку два раза в неделю: во вторник и пятницу

Правильно: он придёт

Начнём сразу с большой вселенской путаницы: с глагола «идти», у которого в некоторых производных неожиданно появляется буква «Й», а если точнее — в форме будущего времени глагола «прийти» (на всякий случай напомним и о «пойти»). Проблемы в нашем примере две.

Некоторые усердно пишут «придти», потому что хорошо помнят «идти», а это всё же разные формы глаголов, и их нужно различать. А другие будто бы что-то слышали о букве «Й» в этом слове и начинают везде её вставлять: прийдёшь, прийдёт, прийдём. На самом деле «Й» существует только в инфинитиве, то есть в начальной форме слова — «прийти».

Поэтому правильный вариант: «прийти», но «придёт». К примеру, «они придут к нам в гости», «это придётся тебе по вкусу».

Правильно: я одержу победу / смогу победить

Про «побежду» и «победю», подозреваем, все знают. Таких слов не существует. Иногда в разговоре машинально можно допустить эту нелепую ошибку, а потом судорожно перебирать подходящие варианты в попытке найти верный.

Если вы хотите сказать, что сможете победить в нелёгком противостоянии, то корректно будет «Я одержу победу», «Я смогу победить» или «Я сумею победить».

Уж простите, других, более коротких вариантов в русском языке не придумали.

Правильно: я смогу убедить

Возможно, вы догадывались, что не только глагол «победить» обделён формой будущего времени в первом лице единственного числа. К подобным отнесём: убедить (и убедиться), ощутить, чудить, очутиться и так далее.

Розенталь называет такие глаголы «недостаточными», то есть теми, что ограничены в образовании или употреблении личных форм.

Для того чтобы сказать о себе в будущей форме, с этими глаголами стоит использовать так называемые описательные конструкции: «я хочу сам убедиться», «смогу убедить», «не буду чудить», «одержу победу». Так что запоминайте и будьте готовы к ответу в любой форме.

Правильно: клади сюда

Знакомьтесь, глагол «ложить», брат «позвОнишь» и сосед «ихнего», «грейпфрукта» и «экспрессо». Извечный бич русского языка, с которым справиться, увы, не так-то просто. Но при частом повторении и желании все возможно. Итак, запоминаем, что глагола «ложить» в природе нет.

Раз и навсегда забываем об этом слове, а если и употребляем, то только с приставками («положить», «приложить», «выложить»). Отметим, что перечисленные глаголы означают действие в прошлом или в будущем. Вместо «ложить» используем прекрасный глагол «класть», который, кстати, наоборот — употребляется без приставок.

Не стоит путать глагол «ложить» с глаголом «ложиться»: он, наоборот, существует и очень часто используется без всяких приставок, например, когда мы собираемся лечь спать («я ложусь в кровать»).

Правильно: кто выиграл?

И снова эти «и краткие»! Их нет, когда они очень нужны, и в точности до наоборот. Ошибка возникает, когда мы очень быстро произносим слово, и в речи слышится призвук «выЙграть», но на письме это никак не должно отражаться.

Русский язык уж точно не относится к языкам с правилом «как слышится, так и пишется», вам ли не знать. В глаголе «выиграть» во всех формах, в том числе в инфинитиве, «Й» нигде не пишется.

За исключением окончания в повелительном наклонении («выиграй» и «выиграйте»).

Правильно: сажать детей

На фразе «садить детей» все родители наверняка содрогнулись. Фраза действительно неправильная и звучит по меньшей мере пугающе. Хотя глагол «садить», не падайте, всё ещё живёт в некоторых словарях с пометкой «просторечный». Из чего следует, что говорить так грамотному человеку не стоит. Правильно будет «сажать», будь то огурцы на даче, кактусы дома, гостей за стол или ребёнка на коленки.

Правильно: ты уже сделал ход / сходил?

«Походила» в значении «сделать ход» (например, в настольной игре) — детская ошибка в речи, которую, к сожалению, можно услышать и от взрослых. Предлагаем выкорчевать её раз и навсегда, а также вовремя поправить окружающих вас детей.

У глагола «походить» два определения: во-первых, ходить некоторое время («походил по террасе и зашёл в дом»), а во-вторых, быть похожим на кого-либо («сын походил на отца»). Согласитесь, что в настольной игре «походил» звучит неуместно.

А во время партии в шашки вполне можно сказать «я сделал ход, твоя очередь» или «я уже сходил, а ты сходил?»

Источник: https://mel.fm/pravopisaniye/1638250-ex_verbs

Производные предлоги: правила написания и список исключений

Производные глаголы в русском языке правило

Предлоги и союзы — это служебные части речи, при написании которых многие люди сталкиваются с трудностями.

Они используются для установления связи между словами в предложении и для построения определённых грамматических конструкций: около забора, мимо остановки, напротив здания.

И если правописание непроизводных служебных частей речи (у соседа, на столе, в холодильнике) чаще всего не вызывают затруднений, то при написании производных приходится вспоминать различные правила.

  • Классификация по происхождению и строению
  • Правила написания составных предлогов
  • Отымённые предлоги: Е или И на конце
  • Особые случаи употребления
  • Примеры употребления в русском языке

Кроме того, бывает сложно сразу определить, является ли выбранная часть речи наречием, именем существительным или же предлогом.

Примерами таких конструкций являются следующие: в течение года, идти навстречу друг другу (где выделенные слова являются производными предлогами), в течении реки, опоздать на встречу с другом (здесь выделенные слова — это существительные с непроизводными частями речи).

Классификация по происхождению и строению

Как уже было сказано ранее, предлоги принято подразделять на производные и непроизводные. К непроизводным относятся простые предлоги, издавна существующие в русском языке: под потолком, над водой, к ингредиентам.

Какие же предлоги называются производными? К ним относятся те, что изначально являлись другими частями речи. Различают 3 вида:

  1. Отымённые, образованные от имён существительных в сочетании с простыми непроизводными предлогами: уволился в связи с тяжёлым положением, спросить насчёт вечернего мероприятия, в отличие от других студентов.
  2. Наречные, произошедшие от наречий: сидеть вдали от костра, внутри комнаты, шёл позади всех.
  3. Отглагольные, образованные от деепричастий: невзирая на неудачу, спустя несколько лет, благодаря помощи близких.

В упражнениях по русскому языку для 7 класса часто попадаются задания, в которых нужно отличить служебную часть речи от самостоятельной. Следует помнить, что производный предлог часто можно заменить на непроизводный:

  • вследствие сильного ветра — из-за сильного ветра;
  • узнать насчёт заявления — узнать о заявлении;
  • спустя пять минут — через пять минут.

Кроме того, к самостоятельным частям речи, в отличие от служебных, можно задать вопрос. В случае со служебными частями речи вопрос задаётся к существительным или местоимениям, относящимся к ним:

  • огляделся (где?) вокруг — обошёл (где?) вокруг дома;
  • стоит (где?) впереди — бежал (где?) впереди меня.

Многие производные предлоги утрачивают своё прежнее лексическое значение:

  • в течение пяти минут (значение времени);
  • в связи с болезнью и невзгодами (в значении из-за);
  • придумал поздравление вроде прошлогоднего (в значении наподобие).

Производные от деепричастий конструкции можно отличить следующим образом: для этого нужно помнить, что глагольную форму можно заменить на глагол, немного перестроив предложение. В случае с предлогом это сделать невозможно. Например:

  • Мы вышли из комнаты, благодаря хозяев за радушие. Можно заменить деепричастие на глагол: Мы вышли из комнаты и поблагодарили хозяев за радушие. Здесь благодаря является деепричастием.
  • Благодаря учителям мы смогли поступить в институт. В этом случае замена выделенного слова на глагол изменит смысл фразы и будет некорректна. Следовательно, здесь благодаря — предлог.

Кроме того, принято подразделять предлоги и союзы на простые (состоящие из одного слова: внутри, о, перед), сложные (в состав включено 2 простых: из-за, из-под) и составные (состоящие из 2 и более слов: невзирая на, по мере, в целях).

Правила написания составных предлогов

Все предлоги и союзы, независимо от их происхождения и строения, пишутся отдельно от самостоятельных частей речи. Однако правописание таких конструкций, как несмотря на тяжкие обстоятельства — играл, не смотря на струны, чаще всего вызывает затруднения.

Итак, составные производные служебные части речи чаще всего пишутся слитно, особенно когда речь идёт о наречных или отглагольных.

Приведём примеры словосочетаний с ними: сидеть напротив начальника, обойти вокруг площадки, гулять вместе с друзьями.

Однако среди отымённых следует выделить ряд производных предлогов (список которых приведён ниже), всегда имеющих раздельное написание:

  • во избежание случайного падения;
  • в связи с особыми обстоятельствами;
  • в течение получаса;
  • на протяжении нескольких лет;
  • по мере приближения к городу;
  • в силу особенного отношения к ним;
  • в заключение сегодняшнего праздника;
  • в отличие от членов своей семьи.

К этому списку можно также добавить и другие конструкции: в виде, во исполнение, в меру, в продолжение и аналогичные им.

Слитное написание наблюдается в сочетаниях:

  • взял батон вместо хлеба;
  • поинтересовался насчёт новой должности;
  • отменили мероприятие ввиду плохих погодных условий;
  • продолжил работать сверх выполненного плана;
  • купила машину наподобие предыдущей.

Сложные предлоги из-под, из-за и другие пишутся всегда через дефис.

Отымённые предлоги: Е или И на конце

Часто сомнения вызывает написание сочетаний в течение, в заключение, в соответствии. Следует запомнить особые случаи правописания производных предлогов. В таблице показаны наиболее частые в употреблении сочетания.

В конце пишем Е:В конце пишем И:
  • вследствие введения новых правил;
  • в отличие от других девушек;
  • в течение десяти лет;
  • придумал танец наподобие вальса;
  • в завершение рабочего дня.
  • ждал на протяжении недели;
  • по прибытии в родной город;
  • ушёл по окончании вечера;
  • в сравнении с предыдущей версией;
  • применил меры в отношении вора.

Особые случаи употребления

Предлоги — это служебные части речи, которые не употребляются отдельно, а только с существительными или заменяющими их местоимениями, находящимися в определённом косвенном (любом, кроме именительного) падеже. В большинстве случаев не вызывает затруднений определение необходимого для согласования падежа:

  • на (на чём? на ком?) окраине — предложный падеж;
  • для (кого? чего?) друзей — родительный падеж;
  • несмотря на (кого? что?) странные обстоятельства — винительный падеж.

Однако следует запомнить исключения, когда существительное должно стоять не в родительном, а в дательном падеже:

  • благодаря (кому? чему?) неожиданному возвращению;
  • согласно (кому? чему?) составленному расписанию.

Ещё одна распространённая ошибка — наличие или отсутствие мягкого знака на конце слов близ и сквозь. Их верное написание также следует запомнить.

Примеры употребления в русском языке

Для начала приведём примеры текстов из художественной литературы:

Я взял её с собою в поездку, несмотря на хрупкий возраст моего ребёнка, я повёз её к моему другу, который жил в Сибири. (Л. Чарская, «Сибирочка»)

…Открой сомкнуты негой взоры

Навстречу северной Авроры,

Звездою севера явись! (А. Пушкин, «Зимнее утро»)

…Луна, как бледное пятно,

Сквозь тучи мрачные желтела… (А. Пушкин, «Зимнее утро»)

Теперь рассмотрим несколько предложений, где используются предлоги, а в некоторых — омонимичные с ними существительные, наречия или деепричастия.

Он шёл на (…)встречу новому дню, совершенно не (…)смотря на окружающих.

Необходимо определить, будут ли слова или словосочетания писаться слитно или отдельно друг от друга. Попробуем разобраться, для этого определим, с какой частью речи мы имеем дело.

Следует запомнить, что перед существительным всегда можно вставить другое слово, а производный отымённый предлог можно заменить другим, аналогичным по смыслу. В случае с на (…)встречу можно выполнить замену: он шёл к новому дню. Следовательно, это слово является предлогом.

Поскольку его не было в списке исключений, которые пишутся раздельно, правильное написание — слитное.

Разберёмся со второй орфограммой. Попробуем заменить не (…)смотря на предлог с аналогичным значением вопреки: совершенно вопреки окружающим. Получилась фраза с совершенно иным значением. Делаем вывод, что перед нами деепричастие с частицей НЕ, которая, безусловно, пишется отдельно от слова.

Мужчина быстро шёл в (…)доль длинной аллеи, не (…)смотря на то, что дул пронизывающий ветер.

Рассмотрим первое слово. Если это наречие, то вопрос можно задать к нему от глагола; но когда вдоль — производный или непроизводный предлог, то он будет относиться к существительному, и вопрос к нему не задаётся. В нашем случае вдоль относится к существительному аллеи, следовательно, является предлогом (производным от наречия вдоль). Написание наречных и глагольных предлогов всегда слитное.

Со вторым словом поступаем так же, как и в первом предложении: попробуем заменить его на другое слово. В этом примере мы получаем вполне похожее по смыслу хотя дул пронизывающий ветер, из чего делаем вывод, что мы имеем дело с глагольным предлогом, который образовался от деепричастия и пишется слитно.

В течени (…) следующего дня магазин не работал.

Чтобы определить, какую букву нужно писать в конце слова, необходимо определить, чем является сочетание в течени (…). Если это существительное (можно вставить прилагательное, относящееся к слову течение: в сильном течении), то его окончание определяется в соответствии с правилами его склонения. Если речь идёт о предлоге (имеющим временное значение), в конце требуется писать букву Е.

В выбранном предложении сочетание употребляется в значении времени: магазин не работал (когда?) в течение следующего дня, следовательно, была пропущена буква Е.

Источник: https://1001student.ru/russkij-yazyk/proizvodnye-predlogi-pravila-napisaniya-i-spisok-isklyuchenij.html

Образование глаголов в русском языке

Производные глаголы в русском языке правило

Чаще всего глаголы образуются приставочным способом — при помощи приставок, которые присоединяются к глаголам несовершенного вида. Приставочные глаголы в этом случае получают не только совершенный вид, но и другое значение.

1.

Самую большую группу составляют приставки, которые имеют общее значение направления действия в пространстве, но внутри этого общего значения — более частные значения: под-, при-, до- имеют значение направленности к чему-либо, приближения, присоединения, добавления.

Так, приставка под- указывает на приближение, присоединение к чему-либо (подъехать, подшить), приставка при- — на достижение какого-либо места, соединения с чем-либо (приехать, пришить), приставка до- — на доведение действия до какого-либо предела (доехать, дошить); от-, у- означают удаление от чего-либо, отделение. При этом приставка от- означает удаление на небольшое расстояние (отъехать, откатить), а приставка у— полное удаление с какого-либо места (уехать, уползать); в- (во-) указывает на направление внутрь чего-либо (въехать, вшить); вы- — на движение, удаление изнутри (выехать, выгнать); на- указывает направление действия на поверхность чего-либо (наехать, нашить); с- (со-) — направление движения с поверхности, с высоты (съехать, сбросить); о- (об-, обо-) указывает: а) на направление движения вокруг чего-либо (объехать, обжарить, обшить, обойти); б) на последовательное пребывание в однотипных местах (обойти все магазины, объехать весь город); про- обозначает движение мимо чего-либо (проехать мимо вокзала, пройти мимо стадиона) или на определенном расстоянии (пробежать километр, проплыть 200 м); пере- — движение из одного места в другое (переехать, перебросить); за- означает: а) попутное движение в место, где находятся недолго (по дороге с работы зайти в магазин), б) движение вглубь какого-либо пространства (зайти далеко в лес), в) движение за предмет (зайти за дом).

2. Приставки с временны́ми значениями:

по- означает: с глаголами определенного движения — начало действия (пойти, побежать); б) с глаголами неопределенного движения и с некоторыми другими глаголами — совершение действия в течение некоторого времени (походить, постоять, поработать);

за-, по- с некоторыми глаголами означают начало действия (затлеть, застучать; подуть, почувствовать);

пере-, ре- означают повторное действие, обычно с дополнительным значением «по-новому, иначе» (переделать, перевоспитать, перешить, реинвестировать, рефинансировать);

де- означает действие, противоположное тому, что называется производящим глаголом (дегуманизировать от гуманизировать, деполитизировать от политизировать).

3. Отдельные приставки означают интенсивность действия:

пере- означает чрезмерную интенсивность действия (перегреть, переохладить, переварить);

недо- означает неполноту действия, недоведение его до конца (недоделать, недоварить, недопить).

Суффиксальный способ для образования глаголов употребляется реже по сравнению с приставочным.

Наиболее употребительные глагольные суффиксы -и-, -ова-, -ева-, -ирова-, -изирова-, -нича- означают совершение действия, связанного с предметом или признаком, указанным в производящем слове: дуплить от дупель, комплектовать от комплект, бичевать от бич, конверсировать от конверсия, слесарничать от слесарь, хитрить от хитрый, пустовать от пустой, гуманитаризировать от гуманитарный, откровенничать от откровенный;

-е- означает приобретение признака, связанного с предметом или признаком, указанным в производном слове: сиротеть от сирота, звереть от зверь, белеть от белый, краснеть от красный.

Следует различать глаголы, образованные от прилагательных с суффиксами -и- и -е- типа синитьсинеть, белитьбелеть. Первые имеют значение «сделать каким-либо», а вторые — «выявлять признак».

Приставочно-суффиксальный способ — это образование глаголов путем одновременного присоединения к производящему слову приставки и суффикса.

1.

Суффикс -и- с некоторыми приставками (за-, о-, об-) придает глаголам значение распространения, передачи чего-либо другим объектам: задымить от дым, заболотить от болото, затруднить от трудный; озвучить от звук, окрестьянитъ от крестьяне, обналичить от наличные, облегчить от легкий.

2. Суффикс -и- с приставкой обез- придает значение лишения, удаления: обезболить от боль, обезналичить от наличные.

Постфиксальный способ — образование глаголов при помощи постфикса -ся, присоединяемого к неопределенной форме и выражающего различные залоговые значения: гуманизироваться от гуманизировать, подпитываться от подпитывать, раскручиваться от раскручивать.

Приставочно-постфиксальный способ — образование глаголов путем одновременного присоединения приставки и постфикса -ся.

1.

Приставка с- и постфикс —ся указывают на соединение, прибытие из разных мест в одно: сбежаться от бежать, слететься отлететь.

2. Приставка раз- (рас-) и постфикс -ся указывают на направлениев разные стороны: разбежаться от бежать, разлететься отлететь.

Словосложение — образование глаголов путем сложения: полуобнять от полу и обнять, самовоспламениться от само и воспламениться.

Источник: http://www.fio.ru/pravila/grammatika/obrazovanie-glagolov-v-russkom-yazyke/

2.10. Словообразование. Основные понятия

Производные глаголы в русском языке правило

1. В языке постоянно образуются новые слова на базе уже имеющихся. Все слова языка можно разделить на производные и непроизводные.

Непроизводные слова – это те, которые не образованы от какого-либо другого однокоренного слова, существующего в языке. Основа таких слов – непроизводная.

Ночь, стол, читать.

Например, стол□ – слово непроизводное, то есть в современном русском языке нет слова, от которого было бы образовано это существительное. Основа слова стол- также непроизводная (она включает только корень стол-).

2.Непроизводная основа обычно включает только корень, хотя иногда непроизводная основа может включать, помимо корня, суффикс, реже – префикс.

Брат□, ночь□, стен-а, окн-о.

Например, основа глагола читать (чита-) включает корень чит- и глагольный суффикс -а-. Но данное слово не образовано ни от какого другого однокоренного слова. Поэтому слово и его основа являются непроизводными.

Обратите внимание!

1) Когда речь идёт о непроизводных или производных основах, то рассматриваются только основы слов, то есть основы начальной формы слова. Формообразующие суффиксы и приставки не учитываются.

Например, форма читал включает формообразующий суффикс прошедшего времени -л, однако в словообразовании мы не учитываем этот суффикс. Основу слова мы определяем по инфинитиву чита-ть.

2) Большинство бесприставочных непроизводных глаголов имеют основы, которые включают, помимо корня, специальные глагольные суффиксы (-а-, -е-, -и- и др.). Именно по этим суффиксам мы определяем спряжение глагола.

Ср.: пис-а-ть, беж-а-ть, вел-е-ть, реш-и-ть.

Бесприставочных глаголов без специальных глагольных суффиксов (когда корень непосредственно связан с окончанием инфитива -ть) в русском языке очень немного.

Бы-ть, пи-ть, мы-ть, би-ть.

Для того чтобы определить, входит ли конечный гласный основы глагола в состав корня или это суффикс, можно поставить слово в форму настоящего времени. Часть корня сохраняется (хотя при этом могут наблюдаться чередования).

Ср.: пи-ть – пьj-ю (чередования в корне пи-/пj-), мы-ть – моj-ю (чередования в корне мы-/моj-).

Глагольный суффикс у непроизводных глаголов в форме настоящего времени часто (но не всегда!) утрачивается.

Ср.: пис-а-ть – пиш-у, беж-а-ть – бег-у.

3) Не забывайте, что постфикс -ся (учиться, мыться) не является формообразующим, поэтому обязательно включается в словообразовательную основу слова (учить и учиться – это разные слова, а не разные формы одного слова!).

3.Производные слова – это такие слова, которые образованы от других однокоренных слов (или сочетаний слов).

Например: прилагательное ночной образовано от существительного ночь; существительное читатель образовано от глагола читать; прилагательное широкоплечий образовано от прилагательного широкий и существительного плечо.

4. Слово, от которого образовано производное слово, называется производящим (или мотивирующим).

Например, существительное ночь является производящим (мотивирующим) словом для прилагательного ночной, глагол читать – производящее слово для существительного читатель.

  • Группа производного слова и производящего слова (производящих слов) образует словообразовательную пару.Например: ночь → ночной; читать → читатель.

5. Основа производного слова называется производной основой, основа производящего (мотивирующего) слова называется производящей (мотивирующей) основой.

Например: ночь□ (производящая основа ноч-) → ночн-ой (производная основа ночн-); чита-ть (производящая основа чита-) → читатель□ (производная основа читатель-).

  • Сложные слова имеют две и более производящие основы.Например: семь лет → сем-и-лет-н-ий; нос□, рог□ → нос-о-рог□.

6. Производящая основа может включаться в производную как в полном виде (например: за-жиг-а-ть → за-жиг-а-лк-а), так и в усечённом виде (например: рез-а-ть → рез-к-а – усекается глагольный суффикс -а-).

  • При образовании производного слова может наблюдаться наложение морфем. Суть этого процесса заключается в том, что одинаковые части конца производящей основы и начала суффикса накладываются друг на друга, в результате устраняются повторы звуков (и букв) на стыке морфем.Например, в паре: берёз-а → берез-няк□ – наложения морфем нет (конечные звуки производящей основы берёз- и суффикса -ник не совпадают), а в паре: сосн-а → сос-няк□ – конечный согласный производящей основы н (сосн-) и начальный согласный суффикса (-няк) совпадают и накладываются друг на друга.

7. Производящее (мотивирующее) слово может быть как непроизводным, так и производным.

Например: в словообразовательных парах: ночь → ночной; читать → читатель производящие слова (ночь, читать) являются непроизводными; в словообразовательной паре: правдивый → правдивость производящее (мотивирующее) слово правдивый является производным; оно образовано от существительного правда и составляет с существительным словообразовательную пару: правда → правдивый.

8. Совокупность всех однокоренных слов, расположенных с учётом последовательности их образования, называют словообразовательным гнездом.

Возглавляет словообразовательное гнёздо исходное слово, или вершина словообразовательного гнезда.

Это непроизводное слово, с которым непосредственно или опосредованно связаны все остальные однокоренные слова.

Например, вершиной словообразовательного гнезда: соль, соляной, солонка, солонина, солевой, солить, засолить, засолка и др. – является существительное соль; вершиной словообразовательного гнезда: говорить, говориться, заговорить, выговорить, выговориться, договориться, договор и др. – является глагол говорить.

  • Словообразовательная пара (производящее слово → производное слово) – это минимальная единица словообразовательного гнезда.
  • Помимо пары в словообразовательном гнезде можно выделить словообразовательную цепь (или цепочку) – это ряд однокоренных слов, связанных между собой отношениями непосредственной производности, например: соль → солить → засолить → засолка; соль → соляной → солянка → соляночка; соль → солить → пересолить → пересаливать → пересаливание.

Обратите внимание!

Типичной ошибкой при словообразовательном анализе является неправильный выбор производящего (мотивирующего слова). Очень часто, составляя словообразовательную пару, учащиеся в качестве производящего слова избирают вершину всего словообразовательного гнезда или один из членов словообразовательной цепочки.

При составлении словообразовательной пары рассматриваются два слова, из которых одно непосредственно связано с другим словообразовательными отношениями!

Например, для производного слова пересолить нельзя в качестве производящего рассматривать существительное соль или прилагательное солёный, поскольку данные существительное и прилагательное не связаны непосредственно с производным глаголом. Производящим для глагола пересолить является бесприставочный глагол солить (солить → пересолить).

9. Члены словообразовательной пары – производные слова (производные основы) и производящие слова (производящие основы) – связаны по значению и формально:

  • производная основа, как правило, сложнее по форме, чем соответствующая производящая, например, в паре: ночь□ (производящая основа ноч-) → ночн-ой (производная основа ночн-) производящая основа включает одну морфему – корень; в производном слове ноч-н-ой основа состоит из корня (ноч-) и суффикса (-н-);
  • производное слово, как правило, сложнее по значению соответствующего производящего. При этом значение производного слова обычно мотивировано значением производящего: производное слово можно определить с помощью производящего, например: ночной («такой, который свойствен ночи, какой бывает ночью»); читатель («тот, кто читает»).Однако из этого правила есть исключения.Например, наречия с префиксом по-, которые пишутся через дефис (например, по-летнему, по-товарищески, по-птичьи), образованы непосредственно от прилагательных (ср.: по-летнему ← летний, по-товарищески ← товарищеский, по-птичьи ← птичий), хотя по значению наречия мотивированы именами существительными (ср.: по-летнему («как летом»), по-товарищески («как товарищ»), по-птичьи («как птица»)).

Обратите внимание!

1) В словообразовательных парах, называющих лиц мужского и женского пола, производящим является существительное мужского пола, производным – существительное женского рода.

Учитель → учительница; лифтёр → лифтёрша; шахматист → шахматистка.

2) В парах: глагол – существительное, обозначающее отвлечённое действие, прилагательное – существительное, обозначающее отвлечённый признак, производящим является глагол или прилагательное, а существительное – производным:

пе-ть → пе-ни[j]-е (действие по глаголу), береж-лив-ый → береж-лив-ость□ (отвлечённый признак).

3) Большинство возвратных глаголов образовано от невозвратных:

защищать → защищаться; умыть → умыться.

4) При словообразовании глаголов наиболее типичной является цепочка из трёх членов: непроизводный бесприставочный глагол несовершенного вида → приставочный глагол совершенного вида → приставочный глагол с новым суффиксом несовершенного вида:

пис-а-ть → за-пис-а-ть → за-пис-ыва-ть;
чит-а-ть → про-чит-а-ть → про-чит-ыва-ть.

5) Наречия с суффиксом -о, как правило, образованы от прилагательных:

хороший → хорошо; весёлый → весело.

10. В русском языке возможны случаи, когда производящая и производные основы равны по сложности. В этом случае на первый план выходит мотивированность по значению.

Например, в паре: агит-ирова-ть – агит-атор□ – основы равны по формальной сложности (включают корень и суффикс). Но по значению существительное сложнее глагола (значение существительного мотивировано значением глагола). Поэтому глагол признаётся производящим, а существительное – производным: агитировать → агитатор («лицо, которое агитирует»).

Аналогичное явление наблюдается в паре истор-и[j]-я – истор-ик□. Основы равны по формальной сложности (включают корень и суффикс). Но по значению второе существительное (историк) сложнее первого (история) и мотивировано первым: история → историк («тот, кто занимается историей»).

  • Иногда производная основа может быть даже проще производящей.Например, существительное вход образовано от глагола входить: в-ход-и-ть → в-ход□. При этом производная основа существительного включает две морфемы – приставку и корень, а производящая основа глагола включает три морфемы – приставку, корень и глагольный суффикс. Но значение существительного мотивировано значением глагола (вход – «место, через которое входят куда-либо»).

Обратите внимание!

1) При одинаковой сложности в паре: лицо мужского пола – лицо женского пола – производящим является существительное мужского пола:

худож-ник□ → худож-ниц-а («женщина-художник».

2) При одинаковой сложности в паре: бесприставочный глагол несовершенного вида – бесприставочный глагол совершенного вида – производящим признается глагол несовершенного вида:

3) При одинаковой сложности в паре: приставочный глагол совершенного вида – приставочный глагол несовершенного вида – производящим обычно является глагол совершенного вида:

за-пис-а-ть → за-пис-ыва-ть.

4) Бессуффиксные существительные, обозначающие отвлечённое действие, место по действию, обычно являются производными:

Они, как правило, образованы от однокоренных глаголов, хотя формально такие существительные равны по сложности или проще производящих глаголов:

беж-а-ть → бег□, торг-ова-ть → торг□, вы-ход-и-ть → вы-ход□, осад-и-ть → осад-а.

5) Бессуффиксные существительные, обозначающее отвлечённый признак, обычно являются производными:

Они, как правило, образованы от однокоренных прилагательных, хотя формально равны по сложности или проще производящих прилагательных:

син-ий → синь□, тих-ий → тишь□, ран-н-ий → рань□.

 Упражнение к теме «2.10. Словообразование. Основные понятия»

Источник: https://licey.net/free/4-russkii_yazyk/39-kurs_russkogo_yazyka_fonetika__slovoobrazovanie__morfologiya_i_orfografiya/stages/653-210_slovoobrazovanie_osnovnye_ponyatiya.html

Непроизводные и производные предлоги. урок. Русский язык 7 Класс

Производные глаголы в русском языке правило

Многие предлоги образованы путем перехода одной части речи в другую. На уроке вы узнаете о том, как пишутся производные предлоги и чем они отличаются от самостоятельных частей речи, от которых образованы.

Предлоги бывают производные (вокруг, путем, благодаря, и др.) и непроизводные (без, в, на и др.).

Производные предлоги – это предлоги, которые образуются путем перехода  самостоятельных частей речи в служебные. При этом самостоятельные части речи утрачивают свое лексическое значение и морфологические признаки.

Например:

предлог  наречие
ходят вокруг доманичего не видно (где?) вокруг
предлогсущ. Тв.п.
убедить путём веских доказательствмы пойдем (чем?) другим путём
предлогсущ. Тв.п.
заседать в продолжение часазаниматься (чем?) продолжением игры
предлогдеепричастие
справиться благодаря помощи товарищаблагодаря за оказанную помощь

Непроизводные предлоги – это предлоги, не образованные от самостоятельных частей речи.

Многие непроизводные предлоги могут употребляться с разными падежами, а производные только с одним падежом.

Например: благодаря (чему?) мужеству (Д.п.)

Предлог обязательно должен включаться в падежный вопрос. Сравните:      

наречие предлог
наменосцы шли (где?) впередиЗнаменосцы шли впереди (впереди чего?) отряда

Предлог не является членом предложения.

При написании производных предлогов важно уметь отличать их от самостоятельных частей речи, от которых они образованы. Внимательно изучите приведенные в таблице примеры. Запомните, как пишутся производные предлоги.

Производные предлоги

Самостоятельные части речи

Вследствие погоды (из-за погоды)

       сущ.

В следствии по делу наметились перемены.

Наподобие  террасы (подобно)

                                   сущ.

Решать задачи на  подобие треугольников.

Вроде домика (подобно)

                                   сущ.

Слово согласуется в роде, числе, падеже

Насчет ремонта (о ремонте)

                          сущ.

Положить на счёт в банке

Выйти навстречу маме (к маме) 

                    сущ.

Выйти на встречу с мамой

В течение суток (как долго?)

       сущ.

В течении реки

В целях самообороны (для самообороны)

     сущ.

В целях благородных

Несмотря на дождь (вопреки дождю) 

               дееприч.

Шли, не смотря себе под ноги.

Ввиду непогоды (из-за)

     сущ.

В виду города, иметь в виду

По окончании года (после)

 сущ.

окончание года

Вместо контролера (за кого-то)

      сущ.

В место назначения мы прибыли вовремя

По прибытии в город (после чего-то).

 сущ.

Прибытие в город

По предъявлении документа

Предъявление документа

Домашнее задание

Упражнения № 296 – 299. Баранов М.Т., Ладыженская Т.А. и др. Русский язык. 7 класс. Учебник. — М.: Просвещение,  2012.

Задание. Спишите, раскрыв скобки, вставив, где необходимо, пропущенные буквы. Укажите, к каким частям речи относятся выделенные слова.

1. Около леса, как в мя..кой постел.., выспат..ся можно (Некрасов). 2. Григорий пр..вязал к кусту коня, лёг около, пр..крыв от ветра лицо полой шинел.. (Шолохов). 3. Кругом до самого гор..зонта тянулась степь (Вересаев). 4.

Мы обошли кругом сада, не пропуская ни одного р..стения (Гончаров). 5. Проходя мимо Швабрина, Гринёв ост..новился (Пушкин). 6. Потапов решил в дом не зах..дить, а только пройти мимо (Паустовский). 7. Лена поднялась со ск..м..

и, сделала (не) сколько шагов (на) встречу (Саянов). 8. Я видел, что казаки тороп..т..ся домой, и пош..л (на) встречу их ж..ланию (Арсеньев). 9. Я хотел поговорить с вами (на) счёт квартиры (Гончаров). 10. Люди люб..т и умеют пр..творят..ся несчас..

ными для того, чтобы жить (на) счёт других (Горький). 11. Нехлюдов вернулся на тр..отуар.. и, велев изво..ику ехать за собой, пошёл (в) виду партии (Л. Толстой). 12. (В) виду недостатка в продовольстви.. сокр..щение пути теперь было особе..но важно (Арсеньев). 13.

Я многих черепах имею тут (в) виду (Михалков). 14. Благ..даря выпавш..му снегу можно было (кое) что рас..мотреть на земле (Арсеньев). 15. Старуха проводила меня, благ..даря за оказа..ную помощ.. (Саянов). 16. Всё было с..гласно в чертах нищ..го (Лермонтов). 17.

Все идут с..гласно, как один ч..ловек (Инбер). 18. Ж..ниховой родне, с..гласно уговору, подн..сли по три рюмки водки (Шолохов).

Дополнительные рекомендованные ссылки на ресурсы Интернет

1. Русский язык (Источник).

    Дидактические материалы. Раздел «Предлог»

2. Портал для всей семьи (Источник).

    Особенности употребления  отдельных предлогов в русском языке.

3. Интернет-портал xenoid.ru (Источник).

    Лекции и электронные учебники. Предлог.

4. Культура письменной речи (Источник).

    Правописание предлогов.

Литература

1. Разумовская М.М., Львова С.И. и др. Русский язык. 7 класс. Учебник. 13-е изд. — М.: Дрофа,  2009.

2. Баранов М.Т., Ладыженская Т.А. и др. Русский язык. 7 класс. Учебник. 34-е изд. — М.: Просвещение,  2012.

3. Русский язык. Практика. 7 класс.  Под ред. С.Н. Пименовой 19-е изд. — М.: Дрофа, 2012.

4. Львова С.И., Львов В.В.  Русский язык. 7 класс. В 3-х ч. 8-е изд. – М.: Мнемозина, 2012.

Источник: https://interneturok.ru/lesson/russian/7-klass/bglava-6-predlogib/neproizvodnye-i-proizvodnye-predlogi

Здесь закон
Добавить комментарий