Правило чтобы найти неизвестное уменьшаемое надо

Нахождение неизвестного слагаемого, множителя: правила, примеры, решения

Правило чтобы найти неизвестное уменьшаемое надо

Чтобы научиться быстро и успешно решать уравнения, нужно начать с самых простых правил и примеров.

В первую очередь надо научиться решать уравнения, слева у которых стоит разность, сумма, частное или произведение некоторых чисел с одним неизвестным, а справа другое число.

Иными словами, в этих уравнениях есть одно неизвестное слагаемое и либо уменьшаемое с вычитаемым, либо делимое с делителем и т.д. Именно об уравнениях такого типа мы с вами поговорим.

Эта статья посвящена основным правилам, позволяющим найти множители, неизвестные слагаемые и др. Все теоретические положения будем сразу пояснять на конкретных примерах.

Yandex.RTB R-A-339285-1

Допустим, у нас есть некоторое количество шариков в двух вазах, например, 9. Мы знаем, что во второй вазе 4 шарика. Как найти количество во второй? Запишем эту задачу в математическом виде, обозначив число, которое нужно найти, как x.

Согласно первоначальному условию, это число вместе с 4 образуют 9, значит, можно записать уравнение 4+x=9. Слева у нас получилась сумма с одним неизвестным слагаемым, справа – значение этой суммы.

Как найти x? Для этого надо использовать правило:

Определение 1

Для нахождения неизвестного слагаемого надо вычесть известное из суммы.

В данном случае мы придаем вычитанию смысл, который является обратным смыслу сложения. Иначе говоря, есть определенная связь между действиями сложения и вычитания, которую можно в буквенном виде выразить так: если a+b=c, то c−a=b и c−b=a, и наоборот, из выражений c−a=b и c−b=a можно вывести, что a+b=c.

Зная это правило, мы можем найти одно неизвестное слагаемое, используя известное и сумму. Какое именно слагаемое мы знаем, первое или второе, в данном случае неважно. Посмотрим, как применить данное правило на практике.

Пример 1

Возьмем то уравнение, что у нас получилось выше: 4+x=9. Согласно правилу, нам нужно вычесть из известной суммы, равной 9, известное слагаемое, равное 4. Вычтем одно натуральное число из другого: 9-4=5. Мы получили нужное нам слагаемое, равное 5.

Обычно решения подобных уравнений записывают следующим образом:

  1. Первым пишется исходное уравнение.
  2. Далее мы записываем уравнение, которое получилось после того, как мы применили правило вычисления неизвестного слагаемого.
  3. После этого пишем уравнение, которое получилось после всех действий с числами.

Такая форма записи нужна для того, чтобы проиллюстрировать последовательную замену исходного уравнения равносильными и отобразить процесс нахождения корня. Решение нашего простого уравнения, приведенного выше, правильно будет записать так:

4+x=9,x=9−4,x=5.

Мы можем проверить правильность полученного ответа. Подставим то, что у нас получилось, в исходное уравнение и посмотрим, выйдет ли из него верное числовое равенство. Подставим 5 в 4+x=9 и получим: 4+5=9.

Равенство 9=9 верное, значит, неизвестное слагаемое было найдено правильно. Если бы равенство оказалось неверным, то нам следовало бы вернуться к решению и перепроверить его, поскольку это знак допущенной ошибки.

Как правило, чаще всего это бывает вычислительная ошибка или применение неверного правила.

Нахождение неизвестного вычитаемого или уменьшаемого

Как мы уже упоминали в первом пункте, между процессами сложения и вычитания существует определенная связь. С ее помощью можно сформулировать правило, которое поможет найти неизвестное уменьшаемое, когда мы знаем разность и вычитаемое, или же неизвестное вычитаемое через уменьшаемое или разность. Запишем эти два правила по очереди и покажем, как применять их при решении задач.

Определение 2

Для нахождения неизвестного уменьшаемого надо прибавить вычитаемое к разности.

Пример 2

Например, у нас есть уравнение x-6=10. Неизвестно уменьшаемое. Согласно правилу, нам надо прибавить к разности 10 вычитаемое 6, получим 16. То есть исходное уменьшаемое равно шестнадцати. Запишем все решение целиком:

x−6=10,x=10+6,x=16.

Проверим получившийся результат, добавив получившееся число в исходное уравнение: 16-6=10. Равенство 16-16 будет верным, значит, мы все подсчитали правильно.

Переходим к следующему правилу.

Определение 3

Для нахождения неизвестного вычитаемого надо вычесть разность из уменьшаемого.

Пример 3

Воспользуемся правилом для решения уравнения 10-x=8. Мы не знаем вычитаемого, поэтому нам надо из 10 вычесть разность, т.е. 10-8=2. Значит, искомое вычитаемое равно двум. Вот вся запись решения:

10-x=8,x=10-8,x=2.

Сделаем проверку на правильность, подставив двойку в исходное уравнение. Получим верное равенство 10-2=8 и убедимся, что найденное нами значение будет правильным.

Перед тем, как перейти к другим правилам, отметим, что существует правило переноса любых слагаемых из одной части уравнения в другую с заменой знака на противоположный. Все приведенные выше правила ему полностью соответствуют.

Нахождение неизвестного множителя

Посмотрим на два уравнения: x·2=20 и 3·x=12. В обоих нам известно значение произведения и один из множителей, необходимо найти второй. Для этого нам надо воспользоваться другим правилом.

Определение 4

Для нахождения неизвестного множителя нужно выполнить деление произведения на известный множитель.

Данное правило базируется на смысле, который является обратным смыслу умножения. Между умножением и делением есть следующая связь: a·b=c при a и b, не равных 0, c: a=b, c: b=c и наоборот.

Пример 4

Вычислим неизвестный множитель в первом уравнении, разделив известное частное 20 на известный множитель 2. Проводим деление натуральных чисел и получаем 10. Запишем последовательность равенств:

x·2=20x=20:2x=10.

Подставляем десятку в исходное равенство и получаем, что 2·10=20. Значение неизвестного множителя было выполнено правильно.

Уточним, что в случае, если один из множителей нулевой, данное правило применять нельзя. Так, уравнение x·0=11 с его помощью решить мы не можем. Эта запись не имеет смысла, поскольку для решения надо разделить 11 на 0, а деление на нуль не определено. Подробнее о подобных случаях мы рассказали в статье, посвященной линейным уравнениям.

Когда мы применяем это правило, мы, по сути, делим обе части уравнения на другой множитель, отличный от 0. Существует отдельное правило, согласно которому можно проводить такое деление, и оно не повлияет на корни уравнения, и то, о чем мы писали в этом пункте, с ним полностью согласовано.

Нахождение неизвестного делимого или делителя

Еще один случай, который нам нужно рассмотреть, – это нахождение неизвестного делимого, если мы знаем делитель и частное, а также нахождение делителя при известном частном и делимом. Сформулировать это правило мы можем с помощью уже упомянутой здесь связи между умножением и делением.

Определение 5

Для нахождения неизвестного делимого нужно умножить делитель на частное.

Посмотрим, как применяется данное правило.

Пример 5

Решим с его помощью уравнение x:3=5. Перемножаем между собой известное частное и известный делитель и получаем 15, которое и будет нужным нам делимым.

Вот краткая запись всего решения:

x:3=5,x=3·5,x=15.

Проверка показывает, что мы все подсчитали верно, ведь при делении 15 на 3 действительно получается 5. Верное числовое равенство – свидетельство правильного решения.

Указанное правило можно интерпретировать как умножение правой и левой части уравнения на одинаковое отличное от 0 число. Это преобразование никак не влияет на корни уравнения.

Переходим к следующему правилу.

Определение 6

Для нахождения неизвестного делителя нужно разделить делимое на частное.

Пример 6

Возьмем простой пример – уравнение 21:x=3. Для его решения разделим известное делимое 21 на частное 3 и получим 7. Это и будет искомый делитель. Теперь оформляем решение правильно:

21:x=3,x=21:3,x=7.

Удостоверимся в верности результата, подставив семерку в исходное уравнение. 21:7=3, так что корень уравнения был вычислен верно.

Важно отметить, что это правило применимо только для случаев, когда частное не равно нулю, ведь в противном случае нам опять же придется делить на 0. Если же частным будет нуль, возможны два варианта.

Если делимое также равно нулю и уравнение выглядит как 0:x=0, то значение переменной будет любым, то есть данное уравнение имеет бесконечное число корней.

А вот уравнение с частным, равным 0, с делимым, отличным от 0, решений иметь не будет, поскольку таких значений делителя не существует. Примером может быть уравнение 5:x=0, которое не имеет ни одного корня.

Последовательное применение правил

Зачастую на практике встречаются более сложные задачи, в которых правила нахождения слагаемых, уменьшаемых, вычитаемых, множителей, делимых и частных нужно применять последовательно. Приведем пример.

Пример 7

У нас есть уравнение вида 3·x+1=7. Вычисляем неизвестное слагаемое 3·x, отняв от 7 единицу. Получим в итоге 3·x=7−1, потом 3·x=6. Это уравнение решить очень просто: делим 6 на 3 и получаем корень исходного уравнения.

Вот краткая запись решения еще одного уравнения (2·x−7):3−5=2:

(2·x−7):3−5=2,(2·x−7):3=2+5,(2·x−7):3=7,2·x−7=7·3,2·x−7=21,2·x=21+7,2·x=28,x=28:2,x=14.

Источник: https://zaochnik.com/spravochnik/matematika/systems/nahozhdenie-neizvestnogo-slagaemogo-mnozhitelja/

МАТЕМАТИКА

Правило чтобы найти неизвестное уменьшаемое надо
  
Задачи (май)
ЗДЕСЬ

Задачи (апрель)
ЗДЕСЬЗадачи (март)
ЗДЕСЬ

Задачи (февраль)
ЗДЕСЬ

Работа на 29.01
ЗДЕСЬ
Задачи (январь)
ЗДЕСЬ

Работа на 15.01 
ЗДЕСЬ

Работа на 08.01
ЗДЕСЬ

Задачи (декабрь)
ЗДЕСЬ

Работа на 04.

12
ЗДЕСЬ

Работа на 27.11
ЗДЕСЬ
Задачи (ноябрь)
ЗДЕСЬ

Работа на 13.11
ЗДЕСЬУстные вычисления и величины
повторяем ЗДЕСЬ

Решение задач (октябрь)
ЗДЕСЬ
Работа на 23.10
ЗДЕСЬ

Работа на 16.10
ЗДЕСЬ

Работа на 09.

10
ЗДЕСЬ

Повторение по теме «Задачи» (сентябрь)
ЗДЕСЬ

Закрепление материала по теме «Повторение» ЗДЕСЬ
Внимание! На 18.

09 следует повторить названия компонентов действий сложения, вычитания, деления и умножения, а также правила их нахождения
(спрашивать буду в письменном виде на следующей неделе + решать уравнения)

слагаемое + слагаемое = сумма

Чтобы найти неизвестное слагаемое, нужно от  суммы отнять известное слагаемое.

уменьшаемое — вычитаемое = разность

Чтобы найти неизвестное уменьшаемое, нужно к разности прибавить вычитаемое.

Чтобы найти неизвестное вычитаемое, нужно от уменьшаемого отнять разность.

      множитель х множитель = произведение

Чтобы найти неизвестный множитель, нужно произведение разделить на известный множитель.  

   делимое : делитель = частное

Чтобы найти неизвестное делимое, нужно делитель умножить на частное

Чтобы найти неизвестный делитель, нужно делимое разделить на частное

Решение задач (март)

Решение примеров

Задачи 3 четверть
жми сюда уже с дополнением
 Задачи за 2 четверть

                       ПРАВИЛА

слагаемое + слагаемое = сумма

Чтобы найти неизвестное слагаемое, нужно от  суммы отнять известное слагаемое.

уменьшаемое — вычитаемое = разность

Чтобы найти неизвестное уменьшаемое, нужно к разности прибавить вычитаемое.

Чтобы найти неизвестное вычитаемое, нужно от уменьшаемого отнять разность.

      множитель х множитель = произведение

Чтобы найти неизвестный множитель, нужно произведение разделить на известный множитель.  

   делимое : делитель = частное

Чтобы найти неизвестное делимое, нужно делитель умножить на частное

Чтобы найти неизвестный делитель, нужно делимое разделить на частное

                 ЗАДАЧИ ЗА 1 ЧЕТВЕРТЬ

23.05
ПОДГОТОВКА К КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЕ

29.

04
Уважаемые родители! Образовательный сервис для учителей подготовил материалы, которые могут быть полезны и родителям во время самостоятельных занятий с ребёнком. Один из них касается таблицы умножения, которую нашим детям необходимо выучить на летних каникулах. Данный материал может быть вам полезен.

ЖМИ СЮДА.

23.04

Простые задачи на умножение и деление

19.04
Конкретный смысл действия деления

02.04 Устные приёмы сложения и вычитания

(интерактивный лист)

22.03  УСТНЫЕ ПРИЁМЫ ВЫЧИСЛЕНИЙ (ЗАКРЕПЛЕНИЕ)                                                    (интерактивный лист)
12.03
               Подготовка к контрольной работе
06.03

Перед выполнением задания не забудьте создать Копию. Выполнять задание можно в несколько приёмов, в течение нескольких дней. Где же искать созданную вами Копию, которая теперь стала вашей собственной?

Подсказка.

1) Заходим на свой Google-диск (сначала на 9 точек справа вверху, потом цветной треугольник Диск).2) Слева в столбце находим «Мой диск». Нажимаем. В середине должны появится все ваши документы, таблицы, рисунки. Там же находятся и все копии, которые были когда-либо вами созданы.

3) Все изменения сохраняются автоматически. Вы можете изменять этот документ. Доступ классному руководителю лучше дать после окончания работы.

                   Устные приёмы  вычислений

                ЖМИ  СЮДА

               (интерактивный лист)


27.02
                   Сложение и вычитание в пределах 100
                                               ЖМИ  СЮДА
                                       (интерактивный  лист)
12.02

Решение примеров в пределах 100

ВНИМАНИЕ!!! Для работы необходимо для начала создать копию, дать ей новое имя (фамилия и имя учащегося), после выполнения дать доступ учителю к своей работе.

 Более подробную информацию смотрите на главной странице «Школы онлайн» (инструкция по работе с интерактивными листами).

ЖМИ  СЮДА

Решение задач


05.02

Ребята! Для отработки навыков устного счёта предлагаю выполнить следующее упражнение. 

Перед вами будет цепочка примеров на сложение и вычитание в пределах 100.

Можно выбрать режим выполнения — в один этап(будете видеть сразу всю цепочку и варианты конечного ответа) или в несколько этапов (примеры будут появляться поочерёдно, после нажатия клавишей по белому квадртату).

Ваша задача решить все цепочки — их всего 6, записать на листочке конечные ответы, прислать их в анкете. ЖМИ СЮДА. Внимание! После 6 раза цепочки примеров начинаются сначала! Решать их ещё раз не нужно.  

29.01
                                  Тренировочные задания



23.01

                  Решение составных задач


15.01
Ребята! Вы имеете возможность попрактиковаться в тех заданиях, в которых испытываете трудности или хотите просто потренироваться. Представляю несколько блоков-заданий по темам.
                    Определение времени

               Решение составных задач 
             
               
         Запись и решение числовых выражений

           29.12

Решение составных задач


12.12

 Подготовка к контрольной работе



                         Изучаем часы. Часть 1
04.12
                     Записываем решение по действиям! 



                          Проверочная работа № 7


30.11

Выполнять можно прямо на странице, а можно перейти по ссылке.

Проверочная работа № 6 (решение задач) 13.

11
Для отработки навыка сложения и вычитания двузначных чисел предлагаю 
ВНИМАНИЕ!!! Для работы необходимо для начала создать копию, дать ей новое имя (фамилия и имя учащегося), после выполнения дать доступ учителю к своей работе.

 Более подробную информацию смотрите на главной странице «Школы онлайн» (инструкция по работе с интерактивными листами).

06.11
                       Математический диктант №2

03.

11
                      Математический диктант № 1
Готовимся к контрольной проверке навыков устного счёта. Для этого слушаем запись (нажать на красную стрелочку вверху слева )и записываем ответы на черновик. 

Проверить можно будет в Дневнике родителей 2 В.

16.10
   Подготовка к контрольной работе за 1 чв.
09.10
                        Проверочная работа № 5
02.10
                        Проверочная работа № 4
25.09
Для формирования навыка решения примеров рекомендую выполнить упражнение. 
Жми сюда.
В задании вы увидите закрытую картинку-пазл. Чтобы её открыть, нужно решить примеры. Для этого выберите закладку с любым числом. Это ответ. Теперь из всех примеров найдите только примеры с этим ответом. Нажмите на них. Если ответ верный — часть картинки откроется. Затем выберите другую закладку (т.е. другой ответ). Найдите все примеры с таким ответом. Можно выполнять в любой последовательности. Удачи!
                        Проверочная работа №3
21.09
Чтобы вспомнить, как выполнять вычитание с переходом через десяток смотри видеоурок.
18.09
Чтобы вспомнить, как выполнять сложение с переходом через десяток  смотри видеоурок
Чтобы закрепить полученные знания выполни задание
              Сложение с переходом через десяток
11.09          Проверочная работа № 2
04.09.          Проверочная работа
 Система оценивания: без ошибок + 2 (отлично)
                                       1 ошибка    + 1 (хорошо)
                                       2 ошибки    — 1
                                       3 ошибки    — 2
Работа должна быть сделана до понедельника!!! 
Дети должны делать её максимально самостоятельно! ПТИЦЫ В ГНЕЗДЕ

ПОЗДРАВИТЕЛЬНАЯ ОТКРЫТКА 3Д

РИСУЕМ БАБОЧКУ (монотипия)

РИСУЕМ БАБОЧКУ (по мокрому)
РИСУЕМ БАБОЧКУ (поэтапно)
РИСУЕМ БАБОЧКУ (акварель) МОДЕЛИРУЕМ ЗАМОК ИЗ БУМАГИ

РИСУЕМ ОТКРЫТКУ НА 23 ФЕВРАЛЯ (КОРАБЛЬ)

РИСУЕМ ОТКРЫТКУ НА 23 ФЕВРАЛЯ (РАКЕТНЫЕ ВОЙСКА)
РИСУЕМ ОТКРЫТКУ НА 23 ФЕВРАЛЯ (ПОДВОДНАЯ ЛОДКА)

ЛЕПИМ ФИГУРУ ЧЕЛОВЕКА

ЛЕПИМ ТЕЛО ЧЕЛОВЕКА 2
ЛЕПИМ МАЛЬЧИКА
ЛЕПИМ ДЕВОЧКУ

ЛЕПИМ ЛЬВА ИЗ ПЛАСТИЛИНА

МАТРЁШКИ (мультфильм)

ФИГУРНАЯ СНЕЖИНКА ИЗ БУМАГИ
ПРИРОДА РОДНОГО КРАЯ
БЕЛАРУСЬ(памятники, архитектура)
ВЫ ШУМІЦЕ, ШУМІЦЕ …

ЛЕПИМ СЛОНА

РИСУЕМ ВЕСЕННИЙ ПЕЙЗАЖ 
РИСУЕМ ВЕСЕННИЙ ПЕЙЗАЖ 2
РИСУЕМ ВЕСЕННИЙ ПЕЙЗАЖ 3

ВЕСЁЛЫЙ КЛОУН
ПОДСНЕЖНИКИ
РИСУЕМ СКАЗОЧНЫЙ ДОМИК (пошаговая инструкция)
СКАЗОЧНЫЕ ДОМИКИ (рисунки детей)

Сказочные домики отличаются от наших домиков тем, что они могут быть смешными и необычными, цветными, кривыми, очень маленькими и огромными, а иногда даже съедобными или, наоборот, ядовитыми. 

Давайте вместе придумаем и нарисуем свои сказочные домики!

БУРЁНУШКА (мультфильм, золотая яблонька)
СИНЕГЛАЗКА (мультфильм, Змей Горыныч)
ПОМПОН ИЗ НИТОК
ПОМПОН ИЗ НИТОК 2
ГОРОДЕЦКАЯ РОСПИСЬ
РИСУЕМ УТЁНКА
РИСУЕМ ПАРОВОЗ

РИСУЕМ ПАРОВОЗ 2

РИСУЕМ ПАРОВОЗ 3

РИСУЕМ ПАРОВОЗ 4

ПАРОВОЗИК ИЗ РОМАШКОВО (мультфильм)

«,»author»:»»,»date_published»:null,»lead_image_url»:»https://lh4.googleusercontent.com/proxy/3h9gKCLaSQATx2m3Df1IUcUn9Wx6HBlLxiHVjkP-CxB1tlPKv3T0USD0z1ss57UBomyzBHbAQlbrzF0DA4rSy-w2PNIyMOurgpQgN6YvHcXSL4liBa86Zk5jGBNepvOsf0V56d_WJbeczFhWKBZgJZ7yNM_qejKcFxByQwg8aApORlj3McKeS29JUbLlX-Yf00r96woxBx8NWTKwrw9mio7onb8mMnQ6dNu-FmuCGoVySMlFhIlhkmYhblV8PhDVnN-fh0lg5unXY=w1200-h630-p-k-no-nu»,»dek»:null,»next_page_url»:»http://zadaniya-na-dom.blogspot.com/p/blog-page_7.html»,»url»:»http://zadaniya-na-dom.blogspot.com/p/blog-page.html»,»domain»:»zadaniya-na-dom.blogspot.com»,»excerpt»:»Ð—адачи (май) ЗДЕСЬ Задачи (апрель) ЗДЕСЬ Задачи (март) ЗДЕСЬ Задачи (февраль) ЗДЕСЬ Работа на 29.01 ЗДЕСЬ З…»,»word_count»:1106,»direction»:»ltr»,»total_pages»:2,»pages_rendered»:2}

Источник: http://zadaniya-na-dom.blogspot.com/p/blog-page.html

Составление системы уравнений

Правило чтобы найти неизвестное уменьшаемое надо

Часть первая

ЦЕЛЫЕ ЧИСЛА.

Глава  третья.

Зависимости между данными числами и результатами действий над ними.

§ 43. Сложение.
§ 44. Проверка сложения .
§ 45. Вычитание.
§ 46. Умножение.
§ 47. Проверка умножения.
§ 48. Деление.

§ 43. Сложение.

Рассмотрим следующий факт: В классе числится 28 учеников. Присутствуют на уроке 25 человек и отсутствуют 3. Это можно записать при помощи сложения следующим образом:

25 + 3 = 28,

т. е. сумма присутствующих и отсутствующих учеников равна 28. Теперь подумаем, как может пришедший в класс учитель быстро подсчитать, сколько учеников присутствует на уроке.

Общее число учеников в классе ему известно из классного журнала, число отсутствующих ему скажет дежурный. Чтобы узнать, сколько учеников присутствует на уроке, учитель должен из 28 вычесть 3.

Если неизвестное число присутствующих учеников обозначим буквой х, то

х + 3 = 28;

т. е. если к числу присутствующих учеников прибавить число отсутствующих, то получим число всех учеников класса. Так как мы знаем сумму и одно слагаемое, то можно найти неизвестное слагаемое:

х = 28 — 3,   или     х = 25.

Получаем правило: чтобы найти неизвестное слагаемое, достаточно из суммы двух   слагаемых   вычесть известное слагаемое. Приведём пример:

х + 10 = 30;    х = 30 — 10;    х = 20.

Пользуясь буквенными обозначениями, можно написать: если

а + b = с , то

а = с — b    и   b = с — а.

§ 44.   Проверка сложения.

Правило, изложенное в предыдущем параграфе, позволяет проверить правильность сложения. Допустим, что мы сложили два числа:  346 + 588 = 934.

Так как одно из двух слагаемых равно их сумме минус другое слагаемое, то, вычитая из суммы 934 какое-нибудь слагаемое, например первое, мы должны получить второе слагаемое. Конечно, это будет только в том случае, если мы не сделали ошибки при сложении и не сделаем новой ошибки при вычитании.

Выполним вычитание: 934 — 346 = 588. Сложение было сделано    правильно.

§ 45. Вычитание.

Задача. Я купил альбом за 25 руб. Как узнать, сколько денег у меня было до покупки альбома, если после покупки осталось 53 руб.?

Пусть у меня было х руб., я израсходовал 25 руб., и у меня осталось 53 руб. Запишем при помощи вычитания:

х — 25 = 53.

Сколько же у меня было денег первоначально? Чтобы ответить на этот вопрос, нужно сложить истраченные и оставшиеся деньги, т,   е.

х = 25 + 53;      х = 78.

Таким образом, первоначально у меня было 78 руб.

В рассмотренной задаче было неизвестно уменьшаемое, а вычитаемое и разность были известны. Чтобы найти уменьшаемое, мы    к вычитаемому    прибавили   разность.    Отсюда    получаем правило: чтобы найти   неизвестное  уменьшаемое, достаточно к вычитаемому прибавить разность.  Приведём пример:

х — 7 = 9;    х = 7 + 9;      х = 16.

Запишем   это  правило,   пользуясь   буквенными  обозначениями; если

а — b = с,

то правило нахождения уменьшаемого по вычитаемому и разности будет записано так:

а = b + с.

Решим ещё одну задачу: «Учащиеся работали на пришкольном участке. Сторож перед началом работы выдал каждому из них по одной лопате. Как узнать, сколько выдано лопат, если всего их было 90, а после выдачи осталось 50?

Если число выданных лопат обозначить через х, то

90 — х = 50.

Как нам найти х? Если мы от общего числа лопат отнимем число оставшихся, то получится ответ на поставленный вопрос. Чтобы найти х, нужно из 90 вычесть 50. Отсюда вытекает следующее правило: чтобы найти неизвестное вычитаемое, достаточно из уменьшаемого вычесть разность. Это можно записать так:

х = 90 — 50; х = 40.

Приведём пример:

9 — = 5;     х = 9 — 5;     x = 4.

Запишем последнее правило, пользуясь буквенными обозначениями: если а — b = с, то правило нахождения вычитаемого по уменьшаемому и разности примет вид:

b = а — с.

§ 46. Умножение.

Рассмотрим следующий факт. Укладчица на конфетной фабрике укладывает по 32 конфеты в каждую коробку. Кладовщик, отпуская ей конфеты, сказал: «Я выдам вам конфет на 100 коробок», и добавил: «Значит, 32 х 100 = 3 200».

Он подсчитал число конфет, допустив, что коробок 100 штук.

Если бы коробок было меньше, например 50, то число конфет было бы меньше (1 600), а если бы коробок было больше, например 120, то число конфет пришлось бы увеличить.

Следовательно, каждый раз, когда нужно найти число конфет, решается такая задача:

32 • а = ?

Зная х, мы можем найти число необходимых конфет. Но кладовщик, не зная числа коробок,  мог бы рассуждать ещё так: я отпущу вам 4 000 конфет, потом будет видно, сколько понадобится коробок. Значит, в этом случае получится:

32 • х = 4 000.

Здесь неизвестен один из сомножителей. Чтобы его найти, нужно произведение (4 000) разделить на известный сомножитель (32):

х = 4 000 : 32;   х = 125   (коробок).

Правило: чтобы найти неизвестный сомножитель, достаточно разделить произведение двух сомножителей на известный сомножитель.

Приведём   пример:

25 • х = 850; х = 850 : 25; х = 34.

Запишем правило, пользуясь буквенными обозначениями: если

а • b = с, то

а = с : b,   b = с : а.

§ 47.   Проверка  умножения.

На основании изложенного в предыдущем параграфе проверка умножения может быть осуществлена следующим образом. Допустим,   что  выполнено  умножение:

125 х 36 = 4 500.

Так как один из сомножителей равен произведению, делённому на другой сомножитель, то для проверки достаточно произведение 4 500 разделить, положим, на второй сомножитель 36. Если в результате получится первый сомножитель 125, то весьма возможно,   что  умножение  сделано  правильно:

4 500 : 36 = 125.

§ 48. Деление.

Рассмотрим следующий факт. Садовник разбивает сад и делает на бумаге примерный набросок будущего расположения деревьев. Всего намечено 24 ряда деревьев. Если посадить по 35 деревьев в каждом ряду, то всего нужно будет 840 деревьев (35 х 24 = 840).

Если посадить деревья более редко, то их потребуется меньше. Например, чтобы в каждом из 24 рядов получилось по 30 деревьев, достаточно 720 деревьев.

Можно взять деревьев больше, чем 840, например 912, и тогда деревья будут рассажены гуще: в каждом ряду будет 38 деревьев.

Значит, каждый раз, когда нужно найти число деревьев в ряду, решается задача:

х : 24 = ?

Вместо х подставляются или 840, или 720, или 912, или другие числа.

Но садовник мог бы рассуждать иначе: по плану видно, что наиболее удачным будет такое расположение деревьев, когда в каждом ряду будет 32 дерева. Тогда получим:

х : 24 = 32.

Здесь неизвестно делимое. Чтобы его найти, нужно делитель умножить на частное, т. е.

х = 32 х 24;               х = 768 (деревьев).

Сделаем отсюда выводы. Буква х обозначает делимое. Чтобы его найти, мы умножили делитель на частное. Получаем следующее правило: чтобы найти неизвестное делимое, достаточно делитель умножить на частное.

Приведём пример:

х : 6 = 9;         x = 6 x 9;         х = 54.

Решим ещё одну задачу: «600 географических карт распределены поровну между школами района. Каждая школа получила 25 карт. Сколько школ в районе было снабжено географическими картами?»

Если неизвестное число школ мы обозначим буквой х, то

600 : х = 25.

В этом равенстве неизвестен делитель. Чтобы его найти, необходимо разделить делимое на частное:

х = 600 : 25;        х = 24.

Отсюда сразу получается правило: чтобы найти неизвестный делитель, достаточно делимое разделить на частное.

Приведём  пример:

200 : х = 8;        х = 200 : 8;       х = 25.

Обозначив делимое, делитель и частное соответственно буквами а, b, с, можем написать:      а : b = с;      тогда два последних правила запишутся так:

а = b • с   и  b = а : с.

Источник: http://oldskola1.narod.ru/Shev01/ArifSh0103.htm

Нахождение неизвестного слагаемого, множителя, и т.п., правила, примеры, решения

Правило чтобы найти неизвестное уменьшаемое надо
Уравнения, решение уравнений

Долгий путь наработки навыков решения уравнений начинается с решения самых первых и относительно простых уравнений.

Под такими уравнениями мы подразумеваем уравнения, в левой части которых находится сумма, разность, произведение или частное двух чисел, одно из которых неизвестно, а в правой части стоит число.

То есть, эти уравнения содержат неизвестное слагаемое, уменьшаемое, вычитаемое, множитель, делимое или делитель. О решении таких уравнений и пойдет речь в этой статье.

Здесь мы приведем правила, позволяющие находить неизвестное слагаемое, множитель и т.п. Причем будем сразу рассматривать применение этих правил на практике, решая характерные уравнения.

Чтобы найти неизвестное слагаемое, надо…

Женя с Колей решили покушать яблок, для чего начали их сшибать с яблони. Женя добыл 3 яблока, а в конце процесса у мальчиков оказалось 8 яблок. Сколько яблок сшиб Коля?

Для перевода этой типично задачи на математический язык, обозначим неизвестное число яблок, которые сшиб Коля, через x. Тогда по условию 3 Жениных яблока и x Колиных вместе составляют 8 яблок.

Последней фразе соответствует уравнение вида 3+x=8. В левой части этого уравнения находится сумма, содержащая неизвестное слагаемое, в правой части стоит значение этой суммы — число 8.

Так как же найти интересующее нас неизвестное слагаемое x?

Для этого существует следующее правило: чтобы найти неизвестное слагаемое, надо из суммы вычесть известное слагаемое.

Это правило объясняется тем, что вычитанию придается смысл, обратный смыслу сложения. Иными словами, между сложением и вычитанием чисел существует связь, которая выражается в следующем: из того, что a+b=c следует, что c−a=b и c−b=a, и наоборот, из c−a=b, как и из c−b=a следует, что a+b=c.

Озвученное правило позволяет по одному известному слагаемому и известной сумме определить другое неизвестное слагаемое. При этом не имеет значения, какое из слагаемых неизвестно, первое или второе. Рассмотрим его применение на примере.

Вернемся к нашему уравнению 3+x=8. Согласно правилу, нам надо из известной суммы 8 вычесть известное слагаемое 3. То есть, выполняем вычитание натуральных чисел: 8−3=5, так мы нашли нужное нам неизвестное слагаемое, оно равно 5.

Принята следующая форма записи решения подобных уравнений:

  • сначала записывают исходное уравнение,
  • ниже – уравнение, получающееся после применения правила нахождения неизвестного слагаемого,
  • наконец, еще ниже, записывают уравнение, полученное после выполнения действий с числами.

Смысл такой формы записи заключается в том, что исходное уравнение последовательно заменяется равносильными уравнениями, из которых в итоге становится очевиден корень исходного уравнения. Подробно об этом говорят на уроках алгебры в 7 классе, а пока оформим решение нашего уравнения уровня 3 класса:
3+x=8,
x=8−3,
x=5.

Чтобы убедиться в правильности полученного ответа, желательно сделать проверку. Для этого полученный корень уравнения надо подставить в исходное уравнение и посмотреть, дает ли это верное числовое равенство.

Итак, подставляем в исходное уравнение 3+x=8 вместо x число 5, получаем 3+5=8 – это равенство верное, следовательно, мы правильно нашли неизвестное слагаемое.

Если бы при проверке мы получили неверное числовое равенство, то это указало бы нам на то, что мы неверно решили уравнение.

Основными причинами этого могут быть либо применение не того правила, которое нужно, либо вычислительные ошибки.

К началу страницы

Связь между сложением и вычитанием чисел, про которую мы уже упоминали в предыдущем пункте, позволяет получить правило нахождения неизвестного уменьшаемого через известное вычитаемое и разность, а также правило нахождения неизвестного вычитаемого через известное уменьшаемое и разность. Будем формулировать их по очереди, и сразу приводить решение соответствующих уравнений.

Чтобы найти неизвестное уменьшаемое, надо к разности прибавить вычитаемое.

Для примера рассмотрим уравнение x−2=5. Оно содержит неизвестное уменьшаемое. Приведенное правило нам указывает, что для его отыскания мы должны к известной разности 5 прибавить известное вычитаемое 2, имеем 5+2=7. Таким образом, искомое уменьшаемое равно семи.

Если опустить пояснения, то решение записывается так:
x−2=5,
x=5+2,
x=7.

Для самоконтроля выполним проверку. Подставляем в исходное уравнение найденное уменьшаемое, при этом получаем числовое равенство 7−2=5. Оно верное, поэтому, можно быть уверенным, что мы верно определили значение неизвестного уменьшаемого.

Можно переходить к нахождению неизвестного вычитаемого. Оно находится с помощью сложения по следующему правилу: чтобы найти неизвестное вычитаемое, надо из уменьшаемого вычесть разность.

Решим уравнение вида 9−x=4 с помощью записанного правила. В этом уравнении неизвестным является вычитаемое. Чтобы его найти, нам надо от известного уменьшаемого 9 отнять известную разность 4, имеем 9−4=5. Таким образом, искомое вычитаемое равно пяти.

Приведем краткий вариант решения этого уравнения:
9−x=4,
x=9−4,
x=5.

Остается лишь проверить правильность найденного вычитаемого. Сделаем проверку, для чего подставим в исходное уравнение вместо x найденное значение 5, при этом получаем числовое равенство 9−5=4. Оно верное, поэтому найденное нами значение вычитаемого правильное.

И прежде чем переходить к следующему правилу заметим, что в 6 классе рассматривается правило решения уравнений, которое позволяет выполнять перенос любого слагаемого из одной части уравнения в другую с противоположным знаком. Так вот все рассмотренные выше правила нахождения неизвестного слагаемого, уменьшаемого и вычитаемого с ним полностью согласованы.

К началу страницы

Давайте взглянем на уравнения x·3=12 и 2·y=6. В них неизвестное число является множителем в левой части, а произведение и второй множитель известны. Для нахождения неизвестного множителя можно использовать такое правило: чтобы найти неизвестный множитель, надо произведение разделить на известный множитель.

В основе этого правила лежит то, что делению чисел мы придали смысл, обратный смыслу умножения. То есть, между умножением и делением существует связь: из равенства a·b=c, в котором a≠0 и b≠0 следует, что c:a=b и c:b=c, и обратно.

Для примера найдем неизвестный множитель уравнения x·3=12. Согласно правилу нам надо разделить известное произведение 12 на известный множитель 3. Проведем деление натуральных чисел: 12:3=4. Таким образом, неизвестный множитель равен 4.

Кратко решение уравнения записывается в виде последовательности равенств:
x·3=12,
x=12:3,
x=4.

Желательно еще сделать проверку результата: подставляем в исходное уравнение вместо буквы найденное значение, получаем 4·3=12 – верное числовое равенство, поэтому мы верно нашли значение неизвестного множителя.

Отдельно нужно обратить внимание на то, что озвученное правило нельзя применять для нахождения неизвестного множителя, когда другой множитель равен нулю. Например, это правило не подходит для решения уравнения x·0=11.

Действительно, если в этом случае придерживаться правила, то чтобы найти неизвестный множитель нам надо выполнить деление произведения 11 на другой множитель, равный нулю, а на нуль делить нельзя.

Эти случаи мы подробно обсудим при разговоре о линейных уравнениях.

И еще один момент: действуя по изученному правилу, мы фактически выполняем деление обеих частей уравнения на отличный от нуля известный множитель. В 6 классе будет сказано, что обе части уравнения можно умножать и делить на одно и то же отличное от нуля число, это не влияет на корни уравнения.

К началу страницы

В рамках нашей темы осталось разобраться, как найти неизвестное делимое при известном делителе и частном, а также как найти неизвестный делитель при известном делимом и частном. Ответить на эти вопросы позволяет уже упомянутая в предыдущем пункте связь между умножением и делением.

Чтобы найти неизвестное делимое, надо частное умножить на делитель.

Рассмотрим его применение на примере. Решим уравнение x:5=9. Чтобы найти неизвестное делимое этого уравнения надо согласно правилу умножить известное частное 9 на известный делитель 5, то есть, выполняем умножение натуральных чисел: 9·5=45. Таким образом, искомое делимое равно 45.

Покажем краткую запись решения:
x:5=9,
x=9·5,
x=45.

Проверка подтверждает, что значение неизвестного делимого найдено верно. Действительно, при подстановке в исходное уравнение вместо переменной x числа 45 оно обращается в верное числовое равенство 45:5=9.

Заметим, что разобранное правило можно трактовать как умножение обеих частей уравнения на известный делитель. Такое преобразование не влияет на корни уравнения.

Переходим к правилу нахождения неизвестного делителя: чтобы найти неизвестный делитель, надо делимое разделить на частное.

Рассмотрим пример. Найдем неизвестный делитель из уравнения 18:x=3. Для этого нам нужно известное делимое 18 разделить на известное частное 3, имеем 18:3=6. Таким образом, искомый делитель равен шести.

Решение можно оформить и так:
18:x=3,
x=18:3,
x=6.

Проверим этот результат для надежности: 18:6=3 – верное числовое равенство, следовательно, корень уравнения найден верно.

Понятно, что данное правило можно применять только тогда, когда частное отлично от нуля, чтобы не столкнуться с делением на нуль. Когда частное равно нулю, то возможны два случая. Если при этом делимое равно нулю, то есть, уравнение имеет вид 0:x=0, то этому уравнению удовлетворяет любое отличное от нуля значение делителя.

Иными словами, корнями такого уравнения являются любые числа, не равные нулю. Если же при равном нулю частном делимое отлично от нуля, то ни при каких значениях делителя исходное уравнение не обращается в верное числовое равенство, то есть, уравнение не имеет корней. Для иллюстрации приведем уравнение 5:x=0, оно не имеет решений.

К началу страницы

Последовательное применение правил нахождения неизвестного слагаемого, уменьшаемого, вычитаемого, множителя, делимого и делителя позволяет решать и уравнения с единственной переменной более сложного вида. Разберемся с этим на примере.

Рассмотрим уравнение 3·x+1=7. Сначала мы можем найти неизвестное слагаемое 3·x, для этого надо от суммы 7 отнять известное слагаемое 1, получаем 3·x=7−1 и дальше 3·x=6. Теперь осталось найти неизвестный множитель, разделив произведение 6 на известный множитель 3, имеем x=6:3, откуда x=2. Так найден корень исходного уравнения.

Для закрепления материала приведем краткое решение еще одного уравнения (2·x−7):3−5=2.
(2·x−7):3−5=2,
(2·x−7):3=2+5,
(2·x−7):3=7,
2·x−7=7·3,
2·x−7=21,
2·x=21+7,
2·x=28,
x=28:2,
x=14.

  • Математика.. 4 класс. Учеб. для общеобразоват. учреждений. В 2 ч. Ч. 1 / [М. И. Моро, М. А. Бантова, Г. В. Бельтюкова и др.].- 8-е изд. — М.: Просвещение, 2011. — 112 с.: ил. — (Школа России). — ISBN 978-5-09-023769-7.
  • Математика: учеб. для 5 кл. общеобразоват. учреждений / Н. Я. Виленкин, В. И. Жохов, А. С. Чесноков, С. И. Шварцбурд. — 21-е изд., стер. — М.: Мнемозина, 2007. — 280 с.: ил. ISBN 5-346-00699-0.

Некогда разбираться?

Закажите решение

К началу страницы

Источник: http://www.cleverstudents.ru/equations/finding_of_unknown_addend_minuend_factor.html

алгоритм решения уравнений

Правило чтобы найти неизвестное уменьшаемое надо

Алгоритм решенияуравнений на нахождение уменьшаемого.

х – 4 = 6

уменьшаемое, вычитаемое, разность

вычитаемое 4, разность 6.

уменьшаемое

чтобы найти неизвестное уменьшаемое надо к разности 6 прибавить вычитаемое 4

х = 6 + 4

х = 10

в первую запись вместо х запиши полученное число

10 – 4 = 6

Сосчитай, чему равна левая часть, посмотри, равна ли она правой части

6=6

уравнение решено верно

У вас получиласьзапись: 4 6

вычитаемое разность

Х– 4 = 6

Х= 6 + 4

Х = 10

10 – 4 = 6 ? (уменьшаемое)

6 = 6 Сумма

Алгоритм решенияуравнений на нахождение вычитаемого.

8 – у = 3

уменьшаемое, вычитаемое, разность

уменьшаемое 8, разность 3

вычитаемое

чтобы найти неизвестное вычитаемое надо из уменьшаемого 8 вычесть разность 3.

у = 8 — 3

у = 5

в первую запись вместо у запиши полученное число

8 – 5 = 3

сосчитай, чему равна левая часть, посмотри, равна ли она правой части

3= 3

уравнение решено верно

У вас получиласьзапись: вычитаемое 3

? разность

8– у = 3

у = 8 – 3

у = 5 8

8 – 5 = 3 уменьшаемое

3 = 3

Алгоритмрешения уравнений на нахождениеслагаемого.

6 + у = 9

1 слагаемое, 2 слагаемое, сумма

1 слагаемое – 6, сумма — 9

2 слагаемое

Чтобы найти неизвестное 2 слагаемое надо из суммы 9 вычесть 1 слагаемое 6

у = 9 — 6

у= 3

в первую запись вместо у запиши полученное число

6 + 3 = 9

сосчитай, чему равна левая часть, посмотри, равна ли она правой части

уравнение решено верно

У вас получиласьзапись:

6 + у = 9 1 слагаемое 2 слагаемое

у= 9 – 6 6 ?

у= 3

6 + 3 = 9

9 = 9 9 сумма(целое)

Уравнение

Уравнение— математическое равенствос однойили несколькими неизвестнымивеличинами(числами), верное только для определённыхнаборов этих величин.

Неизвестныечислаобозначаются латинскими буквами Х(икс) и У(игрек)

равенство

Х+ 5 = 9

левая часть правая часть

Решитьуравнение– это значит найти неизвестное число(неизвестную величину). Еслиподставить его в уравнение вместо буквы,то должно получиться верное равенство.

Запись: 6 + у = 9

у = 9 –6

у=3

6 + 3 = 9

9 =9

Алгоритмрешения уравнений

  1. Посмотри, это уравнение на нахождение

Суммы

Разности

Произведения

Частного

  1. Вспомни правило, как найти неизвестное

Х+5=12

7+У=12

Чтобы найти неизвестное слагаемое, надо из суммы вычесть известное слагаемое.

Х-5=7

Чтобы найти уменьшаемое, надо к разности прибавить вычитаемое.

12-У=7

Чтобы найти вычитаемое, надо из уменьшаемого вычесть разность.

Х×4=12

3×У=12

Чтобы найти неизвестный множитель, надо произведение разделить на известный множитель.

Х:3=4

Чтобы найти делимое, надо делитель умножить на частное.

12:У=4

Чтобы найти делитель, надо делимое разделить на частное.

Х=12-5

Х=7

У=12-7

У=5

Х=5+7 Х=12

У=12-7

У=5

Х=12:4

Х=3

У=12:3

У=4

Х=3×4

Х=12

У=12:4

У=3

7+5=12

12=12

12-5=7

7=7

12-5=7

7=7

3×4=12

12=12

12:3=4

4=4

12:3=4

4=4

  1. Если получилось равенство, значит уравнение решено верно.

7. Если получилось неравенство, проверь вычисления!

Алгоритмрешения уравнений

  1. Посмотри, это уравнение на нахождение

Суммы

Разности

Произведения

Частного

  1. Вспомни правило, как найти неизвестное

Х+5=12

7+У=12

Чтобы найти неизвестное слагаемое, надо из суммы вычесть известное слагаемое.

Х-5=7

Чтобы найти уменьшаемое, надо к разности прибавить вычитаемое.

12-У=7

Чтобы найти вычитаемое, надо из уменьшаемого вычесть разность.

Х×4=12

3×У=12

Чтобы найти неизвестный множитель, надо произведение разделить на известный множитель.

Х:3=4

Чтобы найти делимое, надо делитель умножить на частное.

12:У=4

Чтобы найти делитель, надо делимое разделить на частное.

Х=12-5

Х=7

У=12-7

У=5

Х=5+7

Х=12

У=12-7

У=5

Х=12:4

Х=3

У=12:3

У=4

Х=3×4

Х=12

У=12:4

У=3

7+5=12

12=12

12-5=7

7=7

12-5=7

7=7

3×4=12

12=12

12:3=4

4=4

12:3=4

4=4

  1. Если получилось равенство, значит уравнение решено верно.

7. Если получилось неравенство, проверь вычисления!

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

Источник: https://studfiles.net/preview/1728091/

Здесь закон
Добавить комментарий