Перевод ребенка на индивидуальное обучение закон

Никто не вправе настаивать на том, чтобы ваш ребенок учился дома | Милосердие.ru

Перевод ребенка на индивидуальное обучение закон
Анна Удьярова – юрист Санкт-Петербургской благотворительной общественной организации «Перспективы».

– Какие в настоящее время есть варианты получения школьного образования для ребенка с особыми возможностями здоровья?

– Законодательством для детей с ОВЗ предусмотрены инклюзивное обучение в обычной школе, обучение в отдельной школе, реализующей адаптированные образовательные программы (раньше такие школы назывались коррекционными, сейчас этот термин не используется), семейное обучение. Инклюзия предполагает также разные формы – как обучение вместе с детьми без ОВЗ, так и обучение в обычной школе, но в отдельном классе.

Что касается надомного обучения, которое часто встречается на практике, то я считаю, что эта практика для детей с ОВЗ применяется необоснованно широко.

Надомное обучение – это исключение из общего правила, предусмотренное для сравнительно небольшого перечня заболеваний, при которых ребенку тяжело посещать школу.

Анна Удьярова – юрист Санкт-Петербургской благотворительной общественной организации «Перспективы». Фото с сайта perspektivy.ru

Но часто родителей детей с тяжелыми нарушениями администрации школ вынуждают писать заявление о переводе ребенка на надомное обучение без достаточных на то причин.

Говорят, что так будет лучше, а на самом деле, так проще самой школьной администрации – не нужно создавать специальные условия в школе, учителя просто ходят к такому ребенку сами. Но и в этом случае школой, к которой он прикреплен, должен быть составлен индивидуальный учебный план.

Как правило, занятия эти проводятся не полностью и некачественно, то есть какие-то уроки могут быть включены в учебный план, но на практике не проводятся или проводятся специалистами, которые не имеют соответствующей квалификации и опыта работы с такими детьми.

А находить квалифицированных специалистов – это опять-таки обязанность школы.

– Как добиться создания инклюзивного класса в школе, администрация которой не спешит идти навстречу?

– Здесь два аспекта: правовой и практический (то есть, как это сделать, чтобы это действительно работало).

Если говорить о юридической стороне дела, то тут все довольно просто, потому что инклюзивное образование – это по закону выбор родителей.

Если родитель хочет, чтобы его ребенок обучался в конкретной школе, которую он, родитель, считает для своего ребенка подходящей, то он может обратиться в такую школу.

Тут есть сложности, связанные с получением заключения психолого-медико-педагогической комиссии (ПМПК). Для того, чтобы требовать от школы создания для ребенка специальных условий, нужно, чтобы эти условия были включены в это заключение.

Часто родители жалуются на то, что в ПМПК входят такие специалисты, которые не могут оценить потребности детей, подходят к делу формально – не учитывают возможности ребенка, а дают заключение, которое удобно школе, рекомендуют надомное обучение (хотя такие рекомендации – вообще не дело ПМПК) или слишком простой для конкретного ребенка тип адаптированной программы. Так происходит потому, что они не обследуют ребенка в достаточной мере.

– А кто может настаивать на надомном обучении?

– Для того, чтобы перевести ребенка на надомное обучение, поликлиника должна дать справку о наличии у него соответствующего диагноза, то есть входящего в вышеупомянутый перечень. Но сам перевод на надомное обучение возможен только по заявлению родителей.

– Сколько времени в среднем тратит ПМПК на обследование ребенка?

– По-разному – это зависит от конкретного состава экспертов. Но, по отзывам родителей, с которыми мы работаем, в среднем – 10-15 минут. Есть письмо Министерства образования и науки Российской Федерации – рекомендации по проведению обследований детей. Там подробно описаны методики, которые должны применять дефектолог, логопед, психолог.

Фото с сайта maam.ru

И когда читаешь этот документ, понимаешь, что за 10-15 минут эти методики применить невозможно.

Так что, скорее всего, те эксперты ПМПК, которые тратят вот столько времени на обследование, ориентируются только на уже имеющиеся медицинские документы и на первое впечатление от внешних проявлений ребенка.

– Если вернуться к самой школе: ведь директор и учителя могут просто оказаться не готовы к общению и работе с «особым» ребенком – в первую очередь это касается детей с особенностями ментальными. Именно поэтому они могут просить родителей обучать ребенка на дому…

– Я считаю, что это не оправдание для того, чтобы забирать ребенка из школы, и вообще для какого-либо ограничения прав детей с ОВЗ. Именно для преодоления подобных проблем и создаются специальные условия.

Например, ребенку находят тьютора или технического ассистента. К ассистенту не предъявляются какие-то особые требования, касающиеся его образования.

А у тьютора обязательно должно быть педагогическое образование, так как он помогает непосредственно в учебном процессе.

– Как правило, ПМПК вписывает в индивидуальную программу реабилитации и абилитации (ИПРА) наличие тьютора в качестве обязательного условия в первую очередь детям с расстройствами аутистического спектра. Как добиться, чтобы это условие было вписано в ИПРА ребенку с совсем другим диагнозом, например, с нарушением зрения?

– К нам часто обращаются родители с этим вопросом. Для начала необходимо понять, кто нужен ребенку – ассистент или тьютор. Может быть, нужны они оба. В методических рекомендациях тьютор упоминается в первую очередь в связи с РАС, но нет ограничения и для детей с другими диагнозами. Родители должны обосновать потребности своего ребенка, подкрепив это обоснование заключением специалиста.

Если эксперты ПМПК не согласятся с этим заключением, то нужно обжаловать их решение: например, если в городе это решение районной комиссии, то нужно обращаться в центральную городскую.

У нас в Санкт-Петербурге есть случаи успешного обжалования решений районных комиссий – как говорят родители, в центральной комиссии относятся к детям более внимательно.

В том числе и тьютора удалось внести в ИПРА ребенка при таком обжаловании.

Фото с сайта kubnews.ru

И да, если есть заключение специалиста, которое эксперты ПМПК проигнорировали, это прямое основание для обжалования.

Но даже у тех, в чью ИПРА внесен тьютор, возникают сложности, если школа отказывается его предоставлять, ссылаясь на отсутствие в ней такого специалиста.

– И что тогда делать?

– Здесь опять-таки нужно обжаловать решение школы. Тем более, когда на руках у родителей уже заключение ПМПК. Понятно, что это занимает время и не все родители на это идут. Но с юридической точки зрения здесь очень большие шансы добиться успеха.

Если администрация школы наотрез отказывается создавать ребенку условия, прописанные в заключении ПМПК, то сначала нужно попросить у них письменный отказ. Часто вопрос разрешается уже на этом этапе – ведь администрация понимает, что закон на стороне родителей.

Но если школа отказывает и письменно, то надо обращаться в районный отдел образования, затем в комитет по образованию и так вплоть до суда.

– Имеет ли родителям смысл идти на такие меры, пытаясь устроить ребенка в школу? Ведь это означает испортить отношения с людьми, среди которых ребенок будет находиться. Есть случаи, когда директора и учителя потом все равно пытаются вытеснить «особых» детей из школ.

– Конечно, имеет смысл – и для конкретной семьи, и для изменения ситуации в целом. Естественно, родитель не должен действовать во вред своему ребенку, если в школе настолько конфликтная ситуация, что ребенку там явно некомфортно, то легче, наверно, поменять школу. Понятно, что школу приходится выбирать, так как лучше, если в этой школе кто-то будет в «особых» детях заинтересован.

Часто родители отказываются от обжалования потому, что у администрации школы много возможностей давить на них и на ребенка. Но с другой стороны, нужно отстаивать свои права, ведь такое поведение родителей только укрепляют сотрудников школ и чиновников в сфере образования в чувстве своей правоты.

Особые сложности возникают у детей, оставшихся без попечения родителей. Мы им тоже оказываем помощь. И как раз одно из серьезных достижений «Перспектив»: все дети с тяжелыми множественными нарушениями в ДДИ №4 в Павловске зачислены в школу и учатся, а раньше такие дети считались «необучаемыми». И уже видно, как образование положительно на детей влияет.

– Отдельно о детях, имеющих нарушения слуха или зрения. Ведь они традиционно учились в специальных школах, так как им нужно осваивать специальные навыки. Могут ли им в настоящее время отказать такому ребенку в приеме в обычную школу?

– На правовых основаниях не могут. Если в заключении ПМПК прописано, что одним из условий обучения ребенка является, например, наличие специалиста, знающего шрифт Брайля, то школа должна это условие создать. Есть разные мнения, в том числе и среди родителей – одни считают, что нужна инклюзия, другие предпочитают специализированные школы. Но в любом случае выбор должны делать сами родители.

Практика же пока несколько другая. На сайте центральной ПМПК Санкт-Петербурга есть список школ, реализующих инклюзию – и их довольно много, в каждом районе порядка десяти. Родители же рассказывают, что часто в этот список попадают школы, которые берут одного-двух детей с ОВЗ с достаточно легкими нарушениями.

Даже если в школе есть один такой ребенок, это уже считается инклюзией. А детям с тяжелыми, тем более, с множественными нарушениями попасть в обычную школу гораздо сложнее.

– Если в школе уже есть инклюзивный класс, может ли администрация школы отказать в приеме ребенку, если его диагноз отличается от диагнозов детей, которые уже в этом классе учатся?

– Такой отказ будет также незаконен – в одной школе, если она не является школой для реализации определенного вида адаптированных программ, могут быть разные дети с ОВЗ. Но есть определенные нормы наполнения классов.

Фото с сайта rusplt.ru

То есть школа имеет право отказаться принять ребенка из-за отсутствия мест. Но есть места в школе или нет – это ведь можно проверить.

– Как выглядят рекомендации по обучению ребенка в новой форме ИПРА?

– Основное отличие новой формы ИПРА в том, что теперь там прямо указано: графа о том, нуждается ребенок в особых условиях при обучении или нет, заполняется на основании заключения ПМПК.

Раньше не было понятно, как ИПРА и заключение ПМПК между собой соотносятся. Еще в ИПРА есть специальные разделы, посвященные тому, какая помощь нужна ребенку с инвалидностью для преодоления различных барьеров.

И это тоже можно использовать для помощи ребенку в системе образования.

Например, там есть графа о преодолении барьеров для доступа к объектам социальной инфраструктуры, к каковым, конечно, относится и школа. И запись в этой графе может быть основанием для того, чтобы ребенку предоставляли ассистента. Доступную среду, те же пандусы тоже должна обеспечить в случае надобности школа.

– Многих родителей детей с ОВЗ проблема инклюзии начинает волновать задолго до времени, когда детям пора в школу. Ведь в детских садах тоже возникают непростые ситуации…

– Дошкольное образование не является обязательным, но все равно для детей с ОВЗ есть законные гарантии того, что им должны быть созданы нужные условия в детских садах – так же, как и в школах.

В детских садах же тоже часто отказываются принимать детей с ОВЗ, а еще часто требуют, чтобы родители сопровождали таких детей в течение всего дня. Такие требования незаконны.

Перечень заболеваний, наличие которых дает право на обучение по основным общеобразовательным программам на дому, можно посмотреть здесь. 

Источник: https://www.miloserdie.ru/article/nikto-ne-vprave-nastaivat-na-tom-chtoby-vash-rebenok-uchilsya-doma/

Обучение школьников по индивидуальному учебному плану – выбор родителей

Перевод ребенка на индивидуальное обучение закон

Нередко в своих х посетители блога затрагивают вопросы обучения по индивидуальному учебному плану в школе.

Их интересует,  что такое индивидуальный учебный план в школе, в каком случае можно  перевести ребенка на обучение по индивидуальному учебному плану, как организуется обучение в этом случае, какие права предоставляются школьнику, обучающемуся по индивидуальному учебному плану и др.

Что такое индивидуальный учебный план школьника?

«Индивидуальный учебный план — учебный план, обеспечивающий освоение образовательной программы на основе индивидуализации ее содержания с учетом особенностей и образовательных потребностей конкретного обучающегося», — говорится в ст. 2. Федерального закона от 29.12.2012 года №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее – Закон).

Последующими статьями Закона установлено, что обучающиеся имеют право на обучение по индивидуальному учебному плану, в том числе ускоренное обучение, в пределах осваиваемой образовательной программы в порядке, установленном локальными нормативными актами (п. 3 ч. 1 ст. 34.

), что обучающиеся в образовательной организации по образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, не ликвидировавшие в установленные сроки академической задолженности с момента ее образования, по усмотрению их родителей (законных представителей) могут переводиться в том числе и на обучение по индивидуальному учебному плану (п.9 ст. 58).

Таким образом, из Закона следует, что порядок осуществления обучения по индивидуальному учебному плану (далее – ИУП) определяется образовательной организацией самостоятельно, а реализация индивидуального учебного плана осуществляется в пределах осваиваемой образовательной программы.  Применительно к обучающимся, имеющим академическую задолженность, это означает, что их индивидуальные учебные планы должны содержать меры компенсирующего воздействия по тем предметам, по которым данная задолженность не была ликвидирована.

В каком  случае школьник может перейти на обучение по индивидуальному учебному плану?

На обучение по индивидуальному учебному плану школьники могут перейти по усмотрению родителей в следующих случаях:

— в целях  ускоренного освоения  образовательной программы (по одному или нескольким предметам);

— в целях ликвидации имеющейся академической задолженности;

— в других случаях, предусмотренных локальным актом школы.

Как оформляется переход на обучении по ИУП

Для перехода на обучение по ИУП:

— родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся пишут заявление на имя директора школы (форму см. на сайте школы);

-школа издает распорядительный акт (приказ) и доводит его до сведения родителей (законных представителей)  обучающихся, педагогов школы.

О правах и обязанностях

Обучающиеся, перешедшие  на обучение по ИУП, из списков школы, класса не исключается, поэтому они пользуются всеми академическими правами и мерами социальной поддержки, имеют обязанности, предусмотренные Законом, локальными актами школы.

Обучающийся по ИУП вправе на любом этапе обучения по решению родителей (законных представителей)  продолжить образование в очной форме.

Родители (законные представители) обучающихся и школа обязаны создать необходимые условия для успешного обучения по ИУП.

Родители (законные представители) обеспечивают условия для занятий обучающегося на дому по освоению в образовательной программы,  для прохождения промежуточной и итоговой аттестации,  для ликвидации академической задолженности, обеспечивают контроль за освоением образовательной программы, посещением занятий и консультаций.

Под  созданием школой необходимых условий для обучения по ИУП подразумевается, что школа:

разрабатывает совместно с родителями индивидуальный учебный план обучающегося;

с учётом запросов родителей (законных представителей)  и обучающихся определяет сроки и уровень реализации образовательной программы;

разъясняет  обучающимся и их родителям (законным представителям)  особенности организации учебного процесса при обучении по ИУП;

составляет расписание занятий, консультаций;

организует текущую, промежуточную и итоговую аттестацию обучающихся;

разрабатывает, принимает и утверждает локальные акты, предусмотренные Законом.

Примечание. Обучение по индивидуальному учебному плану начинается, как правило, с начала учебного года.

Использование индивидуального учебного плана является правом, а не обязанностью образовательной организации,  а также обучающихся и их родителей.

Если в школе не принят соответствующий локальный акт, то реализовать свое право на обучение по индивидуальному учебному плану в данной организации невозможно.

Вместе с тем в соответствии с пунктом 9 статьи 58 Закона  родители (законные представители) обучающихся могут настаивать на обучении по индивидуальному учебному плану (вместо оставления на второй год) в случае, если обучающийся не смог ликвидировать академическую задолженность. 

О рабочем времени учителей, работающих со школьниками, обучающимися  по ИУП

Согласно ч. 6 ст.

47 Закона  в рабочее время педагогических работников в зависимости от занимаемой должности включается учебная (преподавательская) и воспитательная работа, в том числе практическая подготовка обучающихся, индивидуальная работа с обучающимися, научная, творческая и исследовательская работа, а также другая педагогическая работа, предусмотренная трудовыми (должностными) обязанностями и (или) индивидуальным планом, — методическая, подготовительная, организационная, диагностическая, работа по ведению мониторинга, работа, предусмотренная планами воспитательных, физкультурно-оздоровительных, спортивных, творческих и иных мероприятий, проводимых с обучающимися. Конкретные трудовые (должностные) обязанности педагогических работников определяются трудовыми договорами (служебными контрактами) и должностными инструкциями. Соотношение учебной (преподавательской) и другой педагогической работы в пределах рабочей недели или учебного года определяется соответствующим локальным нормативным актом организации, осуществляющей образовательную деятельность, с учетом количества часов по учебному плану, специальности и квалификации работника.

Эти  же положения зафиксированы в Примечании 1 к Приложению  1 к приказу Минобрнауки России от 22 декабря  2014 г.   № 1601.

Источник: Федеральный закон от  29.12.2012 года №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»

Приказ  Минобрнауки России от 30 августа 2013г. № 1015 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования»

Приказ Минобрнауки России от 22 декабря  2014 г.   № 1601 «О продолжительности рабочего времени (нормах часов педагогической  работы за ставку заработной платы) педагогических работников и о порядке определения учебной нагрузки педагогических работников, оговариваемой в трудовом договоре»

Приказ  Минобрнауки России от 11 мая 2016 г.  536 «Об утверждении Особенностей режима рабочего времени и времени отдыха педагогических и иных работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность»

Обучение школьников по индивидуальному учебному плану – выбор родителей

Источник: https://eduinspector.ru/2017/04/11/obuchenie-shkolnika-po-individualnomu-uchebnomu-planu-vybor-roditelej/

Перевод ребенка на индивидуальное обучение закон

Перевод ребенка на индивидуальное обучение закон

Обучение по индивидуальному учебному плану может быть организовано для учащихся: 1.3.1. с устойчивой дезадаптацией к школе и неспособностью к усвоению образовательных программ в условиях большого детского коллектива, а также положением в семье; 1.3.2. с высокой степенью успешности в освоении программ; 1.3.3. с ограниченными возможностями здоровья; 1.3.4.

по иным основаниям. 1.4. На обучение по индивидуальному учебному плану могут быть переведены обучающиеся, не ликвидировавшие в установленные сроки академической задолженности с момента ее образования. 1.5.

Индивидуальный учебный план – учебный план, обеспечивающий освоение образовательной программы на основе индивидуализации ее содержания с учетом особенностей и образовательных потребностей конкретного обучающегося.

Применительно к учащимся, имеющим академическую задолженность, это учебный план, который содержит меры компенсирующего воздействия по тем предметам, по которым данная задолженность не была ликвидирована.

1.6.

Как перевести ребенка на индивидуальное обучение

2 Дождитесь результатов психолого-медико-педагогического консилиума. Предварительно обсудите с администрацией школы и учителями перечень предметов и количество часов, необходимых на их изучение.

4 Если вы хотите изменить план обучения, добавив ребенку еще предметы или увеличив количество часов, то обратитесь с этим вопросом в районный отдел образования. В случае положительного решения будьте готовы к тому, что вам придется оплачивать эти дополнительные часы самостоятельно.

Документация «Об индивидуальном обучении на дому»

В субъектах Российской Федерации могут приниматься нормативные акты по данному вопросу.

Так, в Москве это постановление правительства г. Москвы от 25 сентября 2007 года № 827-ПП

«Об организации деятельности государственных образовательных учреждений города Москвы, реализующих общеобразовательные программы в различных формах получения образования»

и приложение к нему – Положение о формах получения образования в государственных образовательных учреждениях города Москвы, реализующих общеобразовательные программы. Организация образовательного процесса может иметь свои особенности в зависимости от психофизического развития и возможностей обучающихся.

Этими особенностями могут быть, во-первых, разные сроки освоения образовательных программ (возможно их увеличение по сравнению с общеобразовательной школой); во-вторых, вариативность организации занятий с обучающимися (занятия могут проводиться в учреждении, на дому и комбинированно, то есть часть занятий проводится в учреждении, часть – дома)

Обучение школьников по индивидуальному учебному плану – выбор родителей

, что обучающиеся в образовательной организации по образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, не ликвидировавшие в установленные сроки академической задолженности с момента ее образования, по усмотрению их родителей (законных представителей) могут переводиться в том числе и на обучение по индивидуальному учебному плану (п.9 ст.

Как перевести ребенка на домашнее обучение? Основания для перевода ребенка на домашнее обучение. Семейное образование

Согласно ФГОС, надомное обучение выбивается из традиционной структуры, что существенно осложняет подгонку ребенка под определенный стандарт.Каким образом проходят контрольные мероприятия в школе?

Если ребенок не может справиться с поставленной задачей, то есть не аттестуется, то, несомненно, это накладывает отпечаток на его судьбу и судьбу учебного заведения в дальнейшем.

Таким образом, школы никогда не будут заинтересованы в большом количестве неуспевающих учеников.

Поэтому любая аттестация в первую очередь проводится для школы, а не для учеников. Разумеется, даже при наличии огромного количества неуспевающих учеников аттестация будет пройдена.

Перевестись на индивидуальное обучение

Вы узнайте можно ли перевести на дистанционную форму обучения вашего ребенка. Как можно перевести ребенка на индивидуальное обучение если психиатр и поликлиника не дают справки?

Уважаемая Татьяна, Вы можете подать заявление директору школы, можете получить заключение ПМПК и тогда она выдаст предписание для школы сама.

Могут ли моего ребенка перевести на индивидуальное обучение в школе без моего согласия, ребенок нервничает.

Индивидуальное обучение в школе — это что такое?

Поэтому такое обучение предоставляется ребенку на бесплатной основе, как и образование стандартного типа.

Также наличие в стране подобной услуги говорит о том, что российская система образования учитывает интересы и потребности людей с ослабленным здоровьем и дает им возможность получать знания наряду с прочими гражданами, согласно установленным стандартам.

Кроме детей, имеющих рекомендацию на получение такого рода образования от медицинской комиссии, есть еще несколько групп школьников, которые могут быть переведены на уроки в режиме, когда общение происходит один на один с учителем.

Индивидуальное обучение в школе

Без справок от врачей.

Насколько эта информация верна?

«Индивидуальный учебный план — учебный план, обеспечивающий освоение образовательной программы на основе индивидуализации ее содержания с учетом особенностей и образовательных потребностей конкретного обучающегося»

, — говорится в ст.

2. Федерального закона от 29.12.2012 года №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее – Закон).

Последующими статьями Закона установлено, что обучающиеся имеют право на обучение по индивидуальному учебному плану, в том числе ускоренное обучение, в пределах осваиваемой образовательной программы в порядке, установленном локальными нормативными актами (п. 3 ч. 1 ст. 34.

), что обучающиеся в образовательной организации по образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, не ликвидировавшие в установленные сроки академической задолженности с момента ее образования,

Возможные причины перевода ребенка на домашнее обучение

Например, если у ребенка периодически повторяются приступы эпилепсии, то посещать школу ежедневно он не может.

Детей с такими проблемами переводят на домашнее обучение.

Надомное обучение уместно и в случае, когда ребенку необходима операция или длительный реабилитационный период, после которого он снова придет в школу. Домашнее обучение предполагает, что ребенок может иногда посещать уроки, школу, но систематически учиться не в состоянии.

Существует целый перечень заболеваний, являющихся основанием перевода на домашнее обучение (Письмо Министерства Просвещения РСФСР 8 июля 1980 г. № 281-М, Министерство здравоохранения РСФСР 28 июля 1980 г. (далее — Письмо). В Письме перечислены заболевания, на основании которых выявляются дети, нуждающиеся в индивидуальных занятиях на дому.

Такие дети освобождаются от посещения массовой школы.

Источник: http://pravonapravosudie.ru/perevod-rebenka-na-individualnoe-obuchenie-zakon-98507/

Обучение из дома и предметы на выбор: как правительство хочет изменить жизнь школьников и их родителей

Перевод ребенка на индивидуальное обучение закон
Обучение на дому. Clutch

Надоели некоторые предметы, и хочется потратить время на изучение других? Не проблема. Еще в мае прошлого года в МОН вынесли на общественное обсуждение проект закона, предлагающего новшества. Те, у кого слабый иммунитет, не будут отставать по программе, а те, кто быстрее усваивает информацию, не будут дожидаться остальных.  

Кабмин передал законопроект на рассмотрение парламента. Теперь его должны поддержать в двух чтениях. В министерстве обещают лоббировать вопрос, чтобы законопроект приняли еще до парламентских выборов. 

Какие новшества подготовили для учеников, их родителей и учителей в министерстве? 

Три уровня системы и предметы на выбор

Систему общего среднего образования хотят сделать трехуровневой. Начальное образование — это первые четыре класса, базовое — следующие пять лет, а еще три года — это профильное обучение. 

В первый класс дети еще в прошлом году отправились без тестов и специального отбора. А вот для поступления в старшую профильную школу, согласно законопроекту, нужно будет пройти конкурс. Важны будут оценки после 9 класса и баллы аттестации (ДПА). 

Авторы концепции убеждены, что учеба в школе не мотивирует детей. Они критикуют учебники, которые перегружены второстепенным материалом. В новой школе ученики смогут выбирать предметы и даже уровень их сложности. 

Специально создадут межклассные сборные группы из тех учеников, которые выбрали конкретный предмет. Предполагается, что такие группы будут разновозрастными.

А если дети вне школы занимаются спортом или музыкой, они получат возможность не ходить на некоторые школьные уроки. Например, сертификат о знании иностранного языка даст возможность не посещать этот предмет в школе. По итогам знаний можно будет просто пройти годовое оценивание или ДПА. 

Также для психологического комфорта учеников предусмотрели два цикла адаптации. Первый — в 1-2 классах, второй — в 5-6. Правда, четкие механизмы адаптации пока не прописаны. 

«Работникам образовательных учреждений стоит организовывать внеклассные занятия, подготовительные курсы. Их задача — находиться в контакте с родителями и проблемными детьми и обсуждать их адаптацию, согласовывать действия дома и в школе”, — говорит NEWSONE психотерапевт Алексей Шевцов. 

Меньше прав для русского, чем для венгерского языка

Перепись населения в нашей стране не проводили уже 18 лет. По последним данным, в Украине каждый пятый — представитель нацменьшинств. Больше всего россиян — 77%, а родным русский язык назвал каждый третий украинец. К другим нацменьшинствам (белорусам, молдаванам, тарам, болгарам, венграм, румынам, полякам) принадлежит только каждый 20-й житель страны. 

В законопроекте затронули и важный для нацменьшинств языковой вопрос. В МОН предлагают три модели обучения.  

Первая модель — для крымских татар, то есть для коренного народа Украины, который не живет в своей в языковой среде. Ученики смогут слушать предметы на родном языке в течение всего обучения в школе параллельно с изучением украинского. 

Вторая модель — для меньшинств, которые говорят на языках ЕС (венгерский, польский, болгарский, румынский).

 В начальной школе дети смогут получать образование на родном языке и изучать украинский. С 5 до 9 класса часть украиноязычных предметов будет увеличиваться с минимальных 20% до 40%.

А в старшей школе украинский будет составлять не менее 60% годового объема учебного времени. 

Третья модель — для общин, язык которых принадлежит к одной с украинским языковой семье. Это, например, россияне, белорусы. В этом случае в начальной школе все будет как при второй модели. Но с пятого класса на государственном языке будет проходить от 80% до 100% всего учебного времени. 

Новшества предлагают не просто так. Уже полтора года Венгрия блокирует заседания о возможности вступления нашей страны в НАТО из-за несогласия с украинской политикой о защите языковых прав меньшинств. Текущий закон предполагает, что учиться на родном языке меньшинства могут в садике и в начальной школе, но затем они должны перейти на украинский язык. 

Глава администрации премьер-министра Венгрии называл наш закон “полуфашистским”, и в НАТО выразили солидарность с этой позицией. Венецианская комиссия признала, что в Украине сузили права меньшинств. Новый же законопроект предлагает более мягкие правила. 

Любопытно, что Венецианская комиссия не осталась окончательно довольна и новым законопроектом. Она назвала неправильным то, что для русскоговорящих не предложили те же права, что и для других меньшинств. 

Обучение на дому и в больнице

Проект предусматривает возможность для ребенка учиться на дому. Индивидуальный учебный план для него будут вместе составлять учителя, родители, и даже он сам. Затем этот план будут утверждать педсовет и директор. Также ученику все равно необходимо сдавать ДПА и семестровые контрольные работы.  

Можно учиться по семейной форме обучения, например, брату и сестре. Такие дети смогут потом без проблем получить свидетельство о высшем образовании. Но для этой формы обучения необходимо согласие преподавателей и самого ребенка. 

На самом деле, такая форма образования существует уже сейчас. Просто какие-то ее варианты регулируются законодательно лучше, другие — хуже. Теперь же все ученики, которые обучаются дома, смогут засчитать свои учебные достижения. И, возможно, после ания за законопроект дистанционное обучение будет применяться более широко.

Уже действуют несколько вариантов. Первый — заочное и очно-заочное обучение. Он не массовый, ведь в нашей стране такое обучение предлагает лишь 328 школ. При нем ученик занимается на дому по школьной программе и сдает практические работы, экзамены раз в месяц. А в школу он ходит на те уроки, которые для него важны. 

Второй вариант иной в плане темпа обучения. Это экстернат. Можно ускорить учебную программу, например, с двух лет до года или даже полугода.

Но нужно учиться в особых школах и сдавать промежуточные экзамены. Уважительной причиной может стать то, что ребенок профессионально занимается спортом.

Решение отправить ребенка на такую форму обучения должно одобрить территориальное управление образования. 

Третий вариант — индивидуальное обучение. Это именно тот вариант, который первым приходит на ум при формулировке «обучение на дому». Возможность учиться дома доступна не для всех, а лишь для тех, кому не позволяет здоровье постоянно посещать школу. Заявление можно написать в любую школу. Иногда на дом будут приходить учителя и заниматься с ребенком 8-12 часов в неделю. 

Есть и четвертый вариант — дистанционное обучение. По сути, это то же индивидуальное обучение, но без медсправки.

Для такого образования необходимо заключать договор со специализированной школой. Тогда учителя будут присылать родителям материалы для занятий или же они смогут выбрать их сами.

Ребенок будет сдавать экзамены по скайпу и отправлять контрольные работы на проверку, приходить для сдачи ДПА. 

На Западе еще есть такой вариант, как анскулинг. Это вариант самой полной свободы в обучении, который в нашей стране недоступен. Он предполагает, что ребенок вообще не привязан к учебному заведению. 

Также новый законопроект вновь подчеркивает изменения, уже разработанные другим прошлогодним проектом. Они будут полезны для детей со слабым здоровьем, которые отстают от сверстников, пропуская занятия в больничной палате. 

Для них приготовили несколько вариантов. Это прикроватное обучение, если ребенок пребывает в слабой физической форме, и обучение в группах среди тех детей, кому это позволяет здоровье.

В такой группе будет от 4 до 12 человек. Есть и возможность дистанционного обучения через интернет, когда преподаватель проводит лекции по скайпу.

Это касается инфекционное больных пациентов, обучающихся в закрытых боксах. 

Учебу организовывает та школа, к территории которой прикреплено медучреждение. Помещение для учебы должна выделить сама больница. Именно в больнице дети будут писать контрольные и сдавать аттестации. Затем ребенок выпишется из больницы, принесет справку в школу и продолжит учебу на уровне со всеми — пересдавать долги не придется. 

Как на детях отразится дистанционное обучение

Родители аргументируют желание перевести ребенка на домашнее обучение тем, что в школе есть проблема буллинга, а дома можно избежать ее. Также можно выделить больше времени на конкретную тему и учиться по более понятным ребенку книжкам. 

«Дома нет возможности мухлевать, списать, да и в этом нет необходимости. Важны знания, а не оценки. В школе ребенка могут унижать, он чувствует, что находится под принуждением и не хочет учиться», — говорит Ирина, мама ученика 7 класса Димы, обучающегося дистанционно. 

NEWSONE узнал у психологов, как такое обучение может сказаться на ребенке. 

«Дело в том, что сейчас классы переполнены. В них обучается более 30 человек, иногда — в три смены. Если ребенок профессионально занимается спортом, не успевает посещать школу, он делает домашние задания дистанционно, занимается по видеоурокам. Многие мои клиенты учатся так. Если раньше это были только дети-инвалиды или плохо адаптивные дети, то сейчас все чаще переходят на такое обучение, потому что это комфортно и для семьи, и для ребенка. Но важно, чтобы он все равно посещал кружки, общался за коллективом», — говорит психолог Оксана Сидун.

Инициативу обучения при больницах психолог называет позитивной. Хорошо, если ребенок будет переключаться во время болезни от тревожных мыслей. Также это лучше, чем если ему придется из-за отставания по программе остаться на второй год. Такую ситуацию он переживет драматично, считает Сидун. 

Но некоторые специалисты подчеркивают, что в дистанционном обучении есть и  серьезные недостатки. Оно чревато сокращением пространства для социализации, конкуренции, работы в коллективе, отсутствием иммунитета к вызовам общества.

Также не всегда получается правильно организовать процесс обучения на дому, ведь у родителей нет профильного образования. Не все в итоге оказываются готовы обучаться вместе с ребенком, и у него образуются определенные пробелы в знаниях.

 

«Если ребенок отучился в школе несколько классов и его сразу перевести на дистанционное обучение, это будет для него стрессом. Если же часть уроков проводить с учениками в классе и часть дистанционно, постепенно увеличивая ее, то это будет мягкий переход», — говорит психиатр Алексей Шевцов.

Шевцов подчеркивает, что есть фактор воздействия личности учителя на ученика, чему бы он ни учил. Дело не только в передаче информации, но и в воспитании, что часто упускается в школах, начиная со средних классов.  

«Учителя думают, что их миссия — только учить. Но когда два человека взаимодействуют и не равны в позициях, происходит процесс воспитания. При дистанционном обучении личное воздействие будет минимально, даже если речь идет о скайпе. Психика ученика воспринимает движущийся образ как кино. Ребенок гораздо меньше доверяет картинке. Воспитательный момент точно будет упущен, и наверстать его будет нельзя», — говорит психиатр.

С другой стороны, он подчеркивает, что при таком обучении дети могли бы больше сконцентрироваться на интернете, из-за чего чувствовали бы себя в своей тарелке. В скайпе преподаватели также лучше контролировали бы себя. 

«Известно, что в современной системе образования низкий уровень зарплат. Часто в профессию идут те, у кого нет призвания быть учителем. Они злятся и срываются на детях. Возможно, скайп-диалог позволит учителям не закатывать истерики и лучше контролировать себя» .

Некоторые эксперты называют желание обучать ребенка дистанционно проявлением гиперопеки. Шевцов же считает, что здесь, скорее, дело в контроле. 

«80% родителей не любят детей, неправильно их воспитывают, бьют или слишком опекают. В данном случае они хотят их контролировать. Думают, ели ребенок дома, то он не будет искать наркотики, пить пиво за углом школы. Но нельзя ребенка уберечь от всего этого. Он обязательно столкнется с вызовами социума».

Что подготовили для учителей и директоров

Законопроект повлияет не только на учеников, но и на учителей. Они смогут облегчить учебный процесс, предложив собственную систему оценивания и поощрения ученика. Все учителя пройдут медицинские курсы, чтобы, в случае чего, помогать ученикам. 

Так же за государственный счет они смогут повышать свою квалификацию. Учителям отдельно доплатят от 10 до 20 % зарплаты за заведование специальными ресурсными комнатами, кабинетами информатики и спортзалами. Директор сможет назначить и другие дополнительные доплаты. 

Кроме того, предлагают внедритьпединтернатуру. Вчерашний студент, который только что стал учителем, получит своего наставника, который его будет консультировать и за это получать 20% доплаты. В итогах успехов новоиспеченного учителя он будет заинтересован финансово.

Директор не сможет работать на своем месте больше 2 сроков по 6 лет подряд в одном заведении. Директоров будет выбирать комиссия, и этот конкурсный процесс будут фиксировать на видео. 

Родители детей с особыми потребностями смогут лично присутствовать на уроках и помогать своим детям. Они также смогут организовать внеплановые проверки школ на нарушения.  

Новый законопроект упрощает жизнь учителей, начинающих работу в школе. Он также защищает права нацменьшинств, правда, пока не в равной степени. Венгерские ученики, например, получат лучшие условия, чем белорусы.

Также он предоставляет больше свободы выбора для учеников и особенно облегчает жизнь тем детям, которые часто болеют.

Важно, чтобы, в случае его принятия, родители взвешенно подходили к решению о переводе на дистанционное обучение, ведь этот шаг может серьезно повлиять на ученика.

Анна Пешкова

Источник: https://newsone.ua/articles/nauka/obuchenie-iz-doma-i-predmety-na-vybor-kak-pravitelstvo-khochet-izmenit-zhizn-shkolnikov-i-ikh-roditelej.html

Рассказываем, как перевести ребенка на домашнее обучение | Интернет-версия газеты

Перевод ребенка на индивидуальное обучение закон

Ч. 1 п. 2 cт. 17 закона «Об образовании в РФ» перечисляет основания для перевода ребенка на домашнее обучение: семейные обстоятельства; медицинские показания (проблемы со здоровьем не позволяют ребенку обучаться в стенах школы).

Закон не конкретизирует, что это за «семейные обстоятельства», из-за которых родители переводят ребенка на домашнее обучение. Это только решение родителей. Чтобы учить ребенка дома, нужно выполнить несколько шагов.

Шаг 1. Уведомляем региональные органы управления образованием (Министерство/Департамент/Отдел), что вы переводите ребенка на семейное обучение.

Сделать это родители обязаны в соответствии со ст. 63 ч. 5 нового Федерального закона «Об образовании в РФ».

Заявление подается в письменной форме в двух экземплярах. Закон позволяет подать уведомление лично или по почте. Если уведомляете лично – на втором экземпляре в учреждении поставят печать и дату приема документа.

Заявление носит уведомительный характер. Вы просто информируете соответствующий орган о своем выборе. Чтобы контролирующие органы не решили, что ребенок прогуливает школу.

Орган управления образованием может лишь принять к сведению ваше решение. У чиновников нет права запретить, не разрешить или не одобрить выбор.

Шаг 2. Идем в школу. В школе родители пишут заявление, что переводят ребенка на домашнее обучение и просят отчислить его из школы.

Заявление пишется в свободной форме. В течение недели школа обязана отдать личное дело и медицинскую карту учащегося.

Директор школы не имеет права отказывать в отчислении ребенка из школы для домашнего обучения. 

Если школа отказывает в отчислении – требуем письменное объяснение от директора и жалуемся на него в органы образования.

      После того, как ребенка отчислили из школы, родители составляют индивидуальный план обучения.С этого момента ответственность за образование ребенка лежит на родителях.

    Кстати, раньше (до 2012 года, когда приняли действующий закон «Об образовании») родители подписывали договор со школой. В нем прописывали формы и сроки проведения аттестации, сроки выполнения практических и лабораторных работ. Школьника приглашали на учебные, практические и другие занятия по расписанию школы. Теперь договор заключать не нужно.

Те родители, кто был недоволен требованиями школы посещать контрольные или другие занятия в школе, вздохнули с облегчением.  «Семейник» приобретает статус «экстерна» – в школу он ходит только на промежуточные и итоговые аттестации.

Минус – те, кто регулярно приходил в школу за бесплатными консультациями, могут об этом забыть. Какие предметы изучать – решает школа, а как их преподавать – решают родители. Школа в этот процесс не вмешивается и не проверяет.

Родители сами определяют методы обучения, время, которое отводится на каждую тему, количество материала, которое можно дать вне рамок программы и многое другое.  

Учебники не обязательно покупать – в школе «семейнику» должны выдать бесплатные. Ребенок пользуется и другими правами обычного школьника: может участвовать в олимпиадах и конкурсах, пользоваться библиотекой школы и т.п.

До 9-го класса родитель имеет право вообще не отчитываться перед школой, чему и как учит ребенка. Первый обязательный экзамен – ГИА в 9-м классе. Следующий – ЕГЭ в 11-м.

Список школ, где ребенок будет сдавать эти экзамены (обязательную аттестацию), запросите в управлении образованием.

Из списка школ родители выбирают ту, где ребенок будет сдавать экзамены – и пишут заявление на имя директора.

Как и уведомление, заявление необходимо сдать в канцелярию школы под расписку на втором экземпляре или отправить по почте ценным письмом первого класса с уведомлением о вручении и описью вложения.  

После этого школа издает распорядительный акт, который будет свидетельствовать о приеме лица в образовательное учреждение для прохождения аттестации. Такую аттестацию ребенок проходит бесплатно.

По желанию ребенка и родителя экзамены (промежуточную аттестацию) можно сдавать и раз в год.

  Учиться дома по медицинским показаниям закон разрешает детям:

– с хроническими заболеваниями;

– с затяжной болезнью;

– которые длительно лечатся амбулаторно.

Рекомендации перейти на домашнее обучение дает лечащий врач. Иногда родители принимают такое решение самостоятельно. Школа отпустит ребенка учиться дома на время болезни при наличии справки, оформленной через контрольно-экспертную комиссию (КЭК). Ее выдают в обычной поликлинике, к которой прикреплен ребенок.

Лечащий врач вынесет заключение с рекомендацией перейти на домашнее обучение. На основании этого выписывается медицинская справка. В документе фиксируют диагноз и указывают длительность рекомендуемого домашнего обучения.

Обязательно проверьте! На справке должна быть подпись врача, который выдал документ; врача, наблюдающего ребенка; заведующего детской поликлиникой; главного врача детской поликлиники. На документе ставится круглая печать поликлиники.

После того, как родители получили справку на руки, нужно идти в школу. На имя директора школы пишется заявление в свободной форме с просьбой перевести учащегося на домашнее обучение. К заявлению прикрепляется справка.

Максимальный срок обучения на дому – один год (учебный), минимальный – месяц (как правило, при травмах и операциях).

Полезную инструкцию «Перевести ребенка на домашнее обучение» с образцами заявлений можно скачать здесь. 

Источник: http://domsovet.tv/articles/rasskazyvaem-kak-perevesti-rebenka-na-domashnee-obuchenie/

Здесь закон
Добавить комментарий